Председательствует заместитель председателя Государственной Думы О.В. Морозов. Пункт 38 порядка работы.
Доклад депутата Государственной Думы Олега Николаевича Смолина.
Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу обратить ваше внимание на то, что не часто законодательное собрание региона, на три четверти или более состоящее из представителей правящей партии, обращается к президенту, премьер-министру и руководителям Федерального Собрания, что называется, с сигналом «SOS». Именно такая ситуация произошла в Омской области совершенно недавно.
В чём проблема? Есть немало регионов с центральными налогоплательщиками. В Омской области ещё с советских времён нефтекомбинат давал от 35 до 40 процентов всех налоговых доходов. Затем нефтекомбинат был приватизирован и включён в состав компании «Сибнефть». Если у нас верная информация, то Роман Абрамович приобрёл эту компанию за 120 миллионов долларов (извините, слово «доллар» нельзя произносить — американских рублей) и затем продал её за 13,8 миллиарда американских рублей компании «Газпром», после чего произошла перерегистрация компании под новым названием в городе Санкт-Петербурге.
По данным Министерства финансов, в прошлом году налоговые доходы Омского региона от компании «Сибнефть» составляли 14,8 миллиарда рублей. По данным Законодательного Собрания Омской области, это более 35 процентов всех налоговых доходов нашего региона. В этом году они ожидались на уровне 12,7 миллиарда рублей. По оценкам Законодательного Собрания, в результате перерегистрации компании «Сибнефть» потери бюджета должны составить примерно 8,3 миллиарда рублей. Как вы понимаете, это настоящая финансовая катастрофа для нашего региона.
Как только стало известно о том, что предполагается перерегистрация «Сибнефти», только мною было сделано три депутатских запроса в адрес премьера Российской Федерации, четырежды этот вопрос поднимался на пленарном заседании Государственной Думы, плюс мои коллеги из Омской области давали соответствующее поручение Правительству Российской Федерации, но результат более чем скромный. Мы получили ответы из Минфина. Суть этих ответов сводится приблизительно к следующему. Мы будем отбирать у Омской области деньги, но не все сразу, а по частям. Надо установить переходный период, когда бы по 2, 3 и более миллиарда рублей ежегодно сокращались поступления в бюджет Омской области. То есть предполагается компенсировать часть потерянных доходов, выпадающих доходов, но только не все эти доходы.
Обращаю ваше внимание на то, что Законодательное Собрание Омской области уже приняло решение о том, чтобы секвестрировать бюджет области в этом году на 2,4 миллиарда рублей. И хотел бы ещё обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что эта проблема имеет не только омский региональный характер, но и характер общезначимый, потому что такие случаи возникают периодически в других регионах. Правда, угроза такой финансовой катастрофы, как в нашем крае, нигде не возникала.
И наверное, последнее, уважаемые коллеги. Я, как и другие депутаты, очень люблю и уважаю город Санкт-Петербург, я действительно считаю, что это культурная столица России. Я не очень понимаю, правда, почему выхлопы от Омского нефтекомбината должны глотать в Омске (у нас там в городке нефтяников все показатели тяжёлых заболеваний повышенные), а налоги получать в городе Санкт-Петербурге.
Но уважаемый мною бюджетный комитет упрекнул нас, авторов этого проекта постановления, я сейчас процитирую суть упрёка: «Поддерживая в целом постановку проблемы о необходимости внесения соответствующих изменений в бюджетное и налоговое законодательство, комитет не поддерживает предложение авторов проекта постановления о недопущении изменения юридического адреса ОАО «Сибнефть». Мы снимаем это предложение, вам роздана моя поправка. То есть единственную претензию комитета мы готовы удовлетворить, поскольку юридический адрес всё равно уже изменён и, что называется, вернуться назад, вступить в ту самую реку, по-видимому, невозможно, но мы просим, чтобы в этом случае выпадающие доходы компенсировались Омской области не частично, а полностью.
Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать это обращение, чтобы наконец угроза сокращения не только инвестиционных, но и социальных программ в нашем регионе была ликвидирована.
Спасибо.
Председательствующий. Присаживайтесь, Олег Николаевич.
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. С места.
Максимова Н.С., фракция «Единая Россия».
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос, который поднимается группой депутатов и о котором доложил Олег Николаевич Смолин сейчас с трибуны, очень важен для страны. В последнее время действительно появилась тенденция, когда налогоплательщики, крупные налогоплательщики, предприятия, меняют свой юридический адрес, уходя в те территории, где им предлагаются более льготные налоговые условия существования. В результате бюджеты тех территорий, где фактически осуществляется работа, производственная деятельность этих предприятий, теряют, и часто, очень значительные суммы, о чём здесь тоже было сказано. Это касается не только Омской области. Вы знаете, что мы в этом году решали вопрос и по Астраханской области, и по Кемеровской области, по Чукотскому автономному округу встаёт точно такой же вопрос, тоже связанный с решениями по «Сибнефти». Комитет по бюджету и налогам, озабоченный этой проблемой, в мае текущего года занимался вплотную этим вопросом. В результате переговоров с правительством нам удалось достичь компромисса.
Во-первых, если говорить о временной мере, то такая временная мера — это возмещение выпадающих доходов этим субъектам, у которых крупный налогоплательщик перерегистрировался, из федерального бюджета. Сегодня Министерство финансов готовит такие предложения по изменению закона о бюджете на 2006 год. И уже в тех проектах, о которых вчера докладывал нам на заседании фракции «Единая Россия» и в правительстве министр финансов Алексей Леонидович Кудрин, предусмотрено возмещение выпадающих доходов Омской области, Чукотскому автономному округу, Чеченской Республике и другим территориям, у которых произошла такая перерегистрация крупного налогоплательщика. И должна сказать, что на последнем заседании президиума Государственного совета, где рассматривались межбюджетные отношения, президентом Путиным Владимиром Владимировичем дано поручение правительству разработать механизм трансфертных цен, это на перспективу. Если будет действовать такой механизм, то условий для перерегистрации таких предприятий просто уже не будет существовать.
Поскольку эта проблема получила определённое разрешение на данном этапе, комитет не поддерживает принятие обращения группы депутатов и предлагает Государственной Думе отклонить это обращение, этот проект постановления.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, у нас процедура рассмотрения такого вопроса такая же, как процедура рассмотрения законопроекта в первом чтении. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Депутат Кравец и депутат Глотов. Больше нет рук, подводим черту.
Кравец А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.
У меня к Надежде Сергеевне вопрос. Надежда Сергеевна, комитет владеет информацией, какие крупные налогоплательщики — я уже не говорю, что сопоставимые, но хотя бы, так сказать, в разы меньшие — остаются теперь в Омской области, за счёт которых можно пополнять бюджет? Это первое.
И второй вопрос у меня. Скажите, пожалуйста, можно ли осуществлять национальные проекты, о которых очень много говорят везде и всюду, без денег? И те компенсации, которые обещает Минфин, ведь на самом деле покрывают в лучшем случае около 60 процентов потерь Омской области.
Спасибо.
Максимова Н.С. Спасибо за вопрос, Александр Алексеевич.
Действительно, были сделаны расчёты по Омской области и по другим территориям, о которых я говорила, где произошла перерегистрация крупных налогоплательщиков, совместно с Министерством финансов, была дана оценка таких выпадающих доходов и приняты те решения, о которых я вам говорила. Мы с вами будем рассматривать поправки к закону о бюджете на 2006 год, ещё раз можем вернуться к этому вопросу, в частности по Омской области, исходя уже из конкретно полученных сумм и оценок выпадающих доходов.
Что касается перспективы, я вам уже сказала: принципиально надо, во-первых, вносить изменения в закон, о том, что не допускается такая перерегистрация, что на самом деле на сегодня невозможно, а во-вторых, я уже сказала, поставлена задача по разработке механизма трансфертных цен. Правительство эту задачу, поставленную президентом, я думаю, в скором времени решит.
Председательствующий. Депутат Глотов.
Глотов С.А. У меня также вопрос к Надежде Сергеевне. Надежда Сергеевна, о каких сроках всё-таки идёт речь, поскольку у нас правительство не очень оперативно работает, это известно? Вот пример с бюджетным посланием президента это подтверждает: президент, выступая 30 мая с посланием, например, говорит во втором пункте о Стабилизационном фонде, говорит чётко о фонде будущих поколений, говорит даже о механизме, как его формировать, — воз и ныне там. Вы говорите: постановление, которое предлагает Смолин, не нужно принимать, правительство прислушается и выполнит. Вопрос: в какие сроки? Это уже было в Сургуте, это есть в Омске, это есть повсеместно по стране. Наша фракция, кстати, вносит соответствующий проект закона о том, чтобы юридический и действительный адреса совпадали у этих предприятий и никто никуда не бегал. Мы скоро будем рассматривать наш проект закона. Вы скажите, в какие сроки… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Пожалуйста, депутат Максимова.
Максимова Н.С. Уважаемый Сергей Александрович, не далее как сегодня мы рассматривали поправки к закону о бюджете на 2006 год, и, если вы обратили внимание, там есть поправка, которая даёт право Министерству финансов в течение финансового года до внесения изменений в закон о бюджете осуществлять определённое финансирование субъектов Российской Федерации. В соответствии с поправкой как раз и имелось в виду, что правительство в лице Министерства финансов может такую помощь осуществить буквально незамедлительно, как только мы примем эту поправку к закону о бюджете на 2006 год. То есть этот вопрос может быть решён уже в июле.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть два депутата: депутат Кравец и депутат Харитонов. Подводим черту, запись осуществлена.
Кравец А.А. Коллеги, более ста лет назад в центре культурной жизни Сибири, в Томске, вышла очень серьёзная монография, мощное исследование. Автор её был идеологом сибирского областничества, а называлась она «Сибирь как колония». И тогда Потанин, исследуя социально-экономическую политику царского режима, семьи Романовых из Питера, доказал, каково отношение к краю и реальное положение этого края к началу XX века в Российской Империи.
К сожалению, сегодня история повторяется, только в более тяжёлой и более страшной форме. Опять из Питера, опять к Сибири относятся как к колонии. Омская область в своё время (в советское время — Омск) четвёртое-пятое место занимала в Союзе по промышленному потенциалу, аграрно-промышленный комплекс был одним из лучших в стране, там были показатели мирового уровня, но грабительская приватизация сделала своё дело. Омская область сегодня разгромлена в этом отношении, и мы сейчас присутствуем при новом акте грабежа. Потому что на самом деле произошло откровенное изъятие того, что создавалось и всей страной, и омичами, в пользу одного региона. Я так понимаю, что политика сводится к следующему: чем омичам хуже, тем питерцам лучше, а почётным питерцам, наверное, особенно хорошо будет. Из области в Питер ушёл Омский нефтеперерабатывающий завод, крупнейшее предприятие в Евразии (30 миллионов тонн мощность переработки), и бюджетные процессы ушли все туда. Кто-то скажет, что это преувеличение. Но, развивая ситуацию с Омской областью, я хочу показать действие национальных программ, всех четырёх проектов, и прочее.
Смотрите, что происходит уже в этом году. Прошло секвестрирование бюджета. Что секвестрируют? Переселение граждан из ветхого фонда — в пять раз; обеспечение населения области водой (на юге у нас катастрофа) — на 25 процентов; модернизация дорог (а Сибирь — это огромные просторы) — в пять раз. Далее, развитие детско-юношеского спорта (я здесь обращаюсь к великому советскому спортсмену, играющему сегодня за другую команду, Владиславу Третьяку) — в пять раз; социальное развитие села — на 40 процентов, оно разгромлено, социальная поддержка неполных семей — в два с половиной раза; поддержка личных подсобных хозяйств — в пять раз; формирование объектов недвижимости, а значит, возможность получения каких-то доходов — в четыре раза; развитие ТЭКа — в четыре раза. Можно продолжать: медицина высоких технологий (мы об этом много говорим, и Зурабов, и президент поддерживают) — в двенадцать раз сократилось обеспечение областных целевых программ; развитие инженерной инфраструктуры области — в шесть раз; почти в семь раз сокращается поддержка малого предпринимательства, при том что мы говорим о росте благосостояния, формировании среднего класса и так далее.
Уважаемые коллеги из «Единой России», — я прежде всего обращаюсь к вам, — я знаю, что разговаривать с палачами и просить пощады бесполезно, но я не думаю, что все сидящие в зале, в том числе депутатское большинство, являются социальными палачами жителей моей малой родины — сибиряков. Уважаемый представитель бюджетного комитета говорила неопределенно: может быть, дадут… Сколько дадут? Ведь я вам назвал конкретные цифры. Нас ограбили, область кричит караул! Если уж Законодательное Собрание наше, которое всегда отмалчивается по принципиальным вопросам, обращается к президенту и к нам, то, поймите, ситуация переходит в катастрофическую. И я уверен, что придёт час, и эту казнь будут совершать над другими регионами. Тогда кто будет защищать вас? Это тот случай, тот момент, когда постановлению нужно дать ход, нужно поддержать, потому что нам, коммунистам, не нужно «чем хуже, тем лучше», нам нужно, чтобы наши люди жили в более-менее человеческих условиях. Мы Сибирь осваивали четыреста пятьдесят лет. Она осваивалась по-разному. Сегодня идёт великий исход из Сибири. Сибирь сегодня как колония, и это благодаря колониальной политике центрального правительства.
Председательствующий. Пожалуйста, депутат Харитонов Александр Николаевич.
Харитонов А.Н., фракция «Единая Россия».
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Омск имеет свою особенность, свою специфику. Это степной город, из полезных ископаемых только песок в Иртыше. Хорошего леса в Омской области нет, если он и был на севере, то уже давно вырублен и продан. Оборонка в Омске уничтожена, особенно то, что связано с авиакосмической техникой, и всё, что осталось, то передаётся в Красноярск, то подчиняется московским предприятиям, может быть, это и правильно в условиях новой экономической политики. Из Омска уходит «Транссибнефть» — такая контора есть, — вместе с «Сибнефтью» она переводится в Новосибирск.
Если это умышленные действия руководства со Старой площади по уничтожению области, если недовольны нашим губернатором, то два миллиона двести тысяч жителей Омской области и Омска здесь не виноваты. Пусть эти разборки проходят цивилизованно и в другом месте.
Выражая тревогу… Омская область сегодня поставлена в сложную ситуацию, ни один документ о компенсации обещанных 8,5 миллиарда рублей в Минфине и в правительстве не подписан, даже Федеральная адресная инвестиционная программа отложена, выделение средств отложено на конец года. Сегодня в Омской области денег, по сути дела, нет. Поэтому я думаю, что нам с вами надо очень внимательно рассмотреть этот вопрос и принять какие-то меры по оказанию Омской области действенной финансовой помощи.
Председательствующий. Спасибо.
Докладчик настаивает на заключительном слове? Настаивает. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста.
Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, если вы заметили, я сегодня самый умеренный. Так вот, как самый умеренный, я прошу вас обратить внимание на два обстоятельства.
Первое. В заключении уважаемого мною бюджетного комитета была единственная претензия — по перерегистрации юридического адреса. Мы готовы принять эту претензию в виде поправки. Поправка вам роздана. То есть мы пошли навстречу бюджетному комитету, учли единственное требование. К сожалению, бюджетный комитет выдвинул новые претензии к проекту нашего постановления.
И второе. В марте следующего года в Омской области состоятся выборы в Законодательное Собрание. Вы понимаете, кто в принципе должен быть заинтересован в том, чтобы выборы прошли благополучно и ситуация в Омской области оставалась стабильной. Я возвращаюсь к разговору по поводу закона об экстремизме. Вот подумайте сами, кто и в каких случаях выводит людей на улицы и организует массовые акции и протесты. Я прошу вас на эту тему задуматься и проголосовать за проект постановления, для того чтобы, если уж «Сибнефть» перевели в Питер, в полном объёме выпадающие доходы были возвращены Омской области. Действительно, ваши регионы тоже могут оказаться в таком положении.
Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Давайте проголосуем, но независимо от того, каким будет результат голосования, я всё-таки обращаюсь к руководству бюджетного комитета с просьбой, с предложением во время обсуждения поправок к бюджету 2006 года, которое скорее всего у нас будет осенью, и при обсуждении бюджета 2007 года учесть эту ситуацию, потому что она действительно является исключительно серьёзной. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову в связи с решением совета директоров открытого акционерного общества «Сибнефть» об изменении его юридического адреса». За основу, поскольку есть поправка депутата Смолина.
Результаты голосования
Проголосовало за: | 98 чел. | 21,8% |
Проголосовало против: | 3 чел. | 0,7% |
Воздержалось: | 0 чел. | 0,0% |
Голосовало: | 101 чел. | |
Не голосовало: | 349 чел. | 77,6% |
Результат: не принято.
Не поддержан проект постановления. Но я предлагаю, чтобы моё выступление, моя реплика рассматривались как поручение палаты в адрес бюджетного комитета. Нет возражений, коллеги? Нет. Спасибо.