О реорганизации российских вузов и ожидаемых результатах

Депутатский запрос

Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

Из неофициальных источников известно о подготовке к масштабной реорганизации системы высшего образования в Российской Федерации. В частности, мы располагаем проектом документа, согласно которому количество таких учреждений, подведомственных Рособразованию, должно быть сокращено с 344 до 231.

В ответ на публичное заявление депутата О.Н. Смолина на пленарном заседании Госдумы 12 февраля 2010 года о наличии такого проекта руководитель Рособразования Н.И. Булаев утверждал (цитата по стенограмме): «…я не знаю, какими списками располагаете вы, и кто их автор, у нас таких идей нет, не было и сумасшедших в агентстве мы стараемся не держать». После чего проект документа был передан Н.И. Булаеву.

Глубоко убеждены: реорганизация российских вузов возможна только в результате длительной подготовительной работы и при условии обязательного согласования с участниками этого процесса (т.е. либо по предложению, либо с согласия самих вузов). В противном случае подобные акции вызовут в стране рост социального напряжения. В этой связи убедительно просим Вас представить информацию о готовящейся реорганизации российских вузов и её ожидаемых результатах, в том числе список учреждений, которые предполагается реорганизовать.

С уважением, Заместитель председателя Государственной Думы И.И. Мельников;
Заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Статс–секретаря–заместителя министра образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)

Заместителю председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.И. Мельникову

О реорганизации российских вузов

Уважаемый Иван Иванович!

Минобрнауки России рассмотрело Ваш Депутатский запрос о реорганизации российских вузов и сообщает, что вопрос системной модернизации высшего профессионального образования неоднократно рассматривался в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Так, на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 3 сентября 2008 года обсуждалась тема «Комплексная модернизация образования как механизма обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы».

Отвечая на вопросы участников этого мероприятия, Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко сказал следующее: «Речь не идёт о том, что мы административными методами собираемся закрыть 100, 200 или тысячу вузов, речь идёт о том, что мы должны вместе с представителями образовательного сообщества, с регионами оценить ещё раз вузы. В первую очередь, наши требования… Эти требования должны быть безотносительно к тому – государственный это вуз или негосударственный, подчинён он Министерству образования или, например, Министерству транспорта. Как говорится в известной книге: не бывает осетрины второй свежести. Вот не бывает, не должно быть вузов второго сорта.

И наша задача в том, чтобы, во-первых, если вузы не соответствуют требованиям, то закрывать их. Но не будет никакой кампании, все аттестационные процедуры будут проходить в соответствии с графиком, который уже установлен. Ускорение, более ранняя оценка может производиться только по запросу регионов и Союза ректоров того или иного региона. При этом, я думаю, что уже сама информация о том, что вузы не соответствуют требованиям, скажется на решении ребят, студентов, абитуриентов, будущих студентов поступать в те или иные вузы».

В дополнение к этой позиции Минобрнауки России информирует, что в настоящее время в Российской Федерации функционируют более 1400 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образовании, из них университеты составляют 26,6% от общего числа высших учебных заведений, институты – 58,8%, академии – 14,6%.

Приоритетным направлением развития сети образовательных учреждений в последние годы являются системная интеграция образовательных учреждений различных уровней образования путем укрупнения образовательных единиц «по горизонтали» или «вертикали» в единые образовательные комплексы: крупные многофункциональные многопрофильные образовательные учреждения, обеспечение интеграции образования и науки, образования и производства, повышение привлекательности инвестиционного климата в профессиональном образовании, оптимизация сети филиалов.

С целью выработки государственной образовательной политики в этом направлении Минобрнауки России 1 июля 2009 г. провело заседание коллегии с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения, на тему «О состоянии и перспективных направлениях развития сети высших учебных заведений».

По итогам рассмотрения развития сети образовательных учреждений были приняты следующие решения.

Подготовить план мероприятий по совершенствованию инструментария и технологии государственной аккредитации с учетом включения в пилотные экспертные процедуры отдельных образовательных программ общественно-профессиональные организации (агентства), а также предложения по формированию системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Сформировать систему аккредитационных показателей и их критериев, а также предложения к проекту постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522.

Подвести итоги информационного мониторинга состояния сети образовательных учреждений профессионального образования и их филиалов по новым аккредитационным показателям.

С уважением, Ю.П. Сентюрин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (30 Кб), страница 2 (36 Кб), страница 3 (25 Кб).