О неразберихе в оплате труда работников образования г. Омска

Письмо учителей

Депутату Государственной Думы Смолину О.Н.

Уважаемый Олег Николаевич!

Члены коллектива работников Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Омска посчитали необходимым обратиться к Вам, Олег Николаевич, как депутату Государственной Думы Российской Федерации, заместителю Председателя Комитета по образованию, с целью доведения до сведения о вопиющей неразберихе в оплате труда работников образования города Омска.

В нашем городе сложилась практика, когда перед очередным, декларируемым Правительством страны или Президентом, повышением заработной платы происходит лишение работников образовательных учреждений надбавок, выплачиваемых из надтарифного фонда или областными властями. Так, с 1 сентября 2007 года, в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ), наше муниципальное учреждение образования на два месяца лишилось надтарифного фонда, направляемого для стимулирования и оплаты работ, несвойственных прямым обязанностям сотрудников, премирования и компенсации за напряженные условия работы. Эти деньги шли на погашение разницы между реальной зарплатой техперсонала и МРОТ. Основание: деньги для повышения не заложены в бюджет города. Есть опасение, что при следующем повышении МРОТ до 4330 рублей произойдет то же самое. В октябре 2008 года школы города получают фонд зарплаты в размере 97% положенного, в ноябре – только 93%. Более того, мы предупреждены, что так может продолжаться и дальше, т.к. в стране экономический кризис. Предупреждены и профсоюзами: такая обстановка в стране. Долги вернут. Когда? А как жить?

Департаментом образования дано поручение учреждениям образования изыскивать средства экономии фонда зарплаты для перехода на новые условия оплаты труда. Например, нашей школе нужно найти 60 тыс. рублей ежемесячной экономии. Статьи экономии предлагаются разным учреждениям разные. Например, объединение групп мальчиков и девочек на уроках труда и физической культуры в старшей школе; объединение двух групп в целый класс на уроках информатики; сокращение ставок психолога, социального педагога, вожатых; введение пятидневной учебной недели; сокращение школьного компонента учебного плана, выведением из него кружковой и факультативной работы. И, наконец, снятие с учителей последней и единственной оставшейся 10%-ной надбавки за классное руководство. Кстати сказать, в некоторых школах города они уже сняты. Необходимо уточнить, что факультативные занятия и кружковые являются частью общей учебной нагрузки практически всех учителей школы и очень многие работают по шестидневке. Значит в очередной раз неизбежно снижение заработной платы сотрудников образовательного учреждения еще до введения новой системы оплаты труда.

В городе апробируется в нескольких школах расчет зарплаты по-новому. Потеряли в зарплате все! В этой связи нас очень тревожит переход к новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Не ясно, каким образом можно ставить во главу угла результативность работы педагога школы, в качестве основного критерия оценивания его работы, а значит и зарплаты? Видимо, люди, разработавшие этот проект, так же далеки от реалий не только школы, но и общества, как в свое время были далеки от народа декабристы. Может быть, их в детстве в школе кто-то обидел? Как можно сравнивать и оценивать результативность работы учителей, работающих в стенах школ, расположенных в различных социумах города?! В центральных и окраинных школах контингент обучающихся сильно отличается! Значит, работа в более престижных по расположению школах будет давать более высокие результаты обучения, и, как следствие, более высокую оплату труда. А кто же тогда пойдет работать на окраины? Почему только нам совершенно очевидно, что никакая совещательная комиссия, созданная в школе для обсуждения и начисления надбавок к фиксированной части заработной платы сотрудников, не пойдет против мнения руководителя, который может повести себя непорядочно, ставя субъективное мнение о сотруднике выше оценки его реальных достижений и заслуг. Уже сейчас федеральные власти сталкивают лбами учителей, работающих на селе, с учителями, работающими в муниципальных школах города. Зарплата на селе растет! У них даже премии какие-то появились! На нас продолжают только экономить. Учитель начальных классов, работающий в нашей школе, имеющий высшее образование, первую квалификационную категорию, получает сегодня 4300 рублей. Трудно представить, чего дождемся от государства после перехода на новую систему расчета зарплаты и очередного повышения МРОТ. Техничка школы будет получать больше за свой неквалифицированный труд, чем сеятель умного, доброго, вечного! А так и будет! Эксперимент в городе идет, и мы знаем, сколько теряет каждый учитель–предметник при новой системе расчета оплаты труда бюджетника.

Эти же мысли приходят при изучении предлагаемого порядка аттестации педагогических и руководящих работников. Проект приводит в недоумение! На каком основании ставится под сомнение, полученное высшее или среднее образование дипломированных учителей и преподавателей? С какой целью вводится экзамен для получения базовой аттестации? В какой из отраслей и сфер деятельности сотрудники каждые пять лет подтверждают свои дипломы? Получив дипломы об образовании, мы сдали все необходимые экзамены, позволяющие нам работать по специальности. Более высокие категории аттестации существуют и сейчас, и, проходя аттестацию, мы привыкли делиться опытом, показывать свои наработки коллегам, но никогда унизительно себя не чувствовали, готовясь к очередной аттестации. С другой стороны, слабое несвоевременное финансирование учреждений системы образования сейчас не дает возможности в полной мере использовать и показывать в работе владение инновационными технологиями, что в свою очередь необходимо продемонстрировать, аттестуясь на категорию выше базовой. Вывод: в новой системе аттестации все делается, чтобы первую и высшую категории получить стало проблематично. Уже сейчас порядок аттестации в городе претерпел такие изменения, что, совершенно очевидно для всех, влечет увеличение количества сотрудников, занимающихся аттестацией в Департаменте образования.

Свои тревоги и опасения в сложившихся условиях мы изложили в этом письме и просим принять его в качестве наказа избирателей помочь разобраться в правомочности действий муниципальных властей. Кроме того, мы обращаемся к Вам, Олег Николаевич, с просьбой рассказать в Правительстве, Государственной Думе и Комитете по образованию о нашем мнении по вопросам о новом порядке начисления зарплаты и аттестации работников бюджетной сферы.

Сотрудники МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Омска

Всего 42 подписи.


Официальный бланк депутата Государственной Думы РФ

Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Направляю Вам обращение сотрудников МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Омска в связи с недопустимой ситуацией, сложившейся в отношении оплаты труда работников сферы образования города Омска.

Прошу Вас дать поручение Министерству образования и науки РФ внимательно рассмотреть обращение по существу и принять меры по устранению имеющихся нарушений.

Приложение: на 2-х листах.

С уважением, заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин


Официальный бланк Статс-секретаря-заместителя министра образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

Об оплате труда и аттестации педагогических работников

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации
от 03 февраля 2009 г. № П44–3389

Уважаемый Олег Николаевич!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В. по вопросу снижения оплаты труда учителей в условиях введения новой системы оплаты труда и аттестации педагогических работников муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Омска и в части своей компетенции сообщает.

По поручению Минобрнауки России департаментом образования администрации г. Омска проведена проверка по вопросу перехода муниципальных образовательных учреждений на новую отраслевую систему оплаты труда и ситуации с оплатой работников средней общеобразовательной школы № 55 г. Омска. Информация о результатах проверки прилагается.

Относительно аттестации педагогических работников сообщаем, что разработанный проект Порядка аттестации педагогических работников был представлен для широкого обсуждения на официальном сайте Минобрнауки России (www.mon.gov.ru). Поступившие конструктивные предложения и замечания учтены и в настоящее время Порядок аттестации педагогических работников готовится к утверждению в установленном порядке.

Приложение: на 3 л.

С уважением, Ю.П. Сентюрин


Официальный бланк Департамента образования администрации города Омска

Заместителю директора Департамента государственной политики образования Министерства образования и науки Российской Федерации Е.Л. Низиенко

Уважаемая Елена Леонидовна!

Департамент образования Администрации города Омска направляет Вам информацию о проведённых мероприятиях по осуществлению перехода муниципальных образовательных учреждений на новую отраслевую систему оплаты труда в 2009 году.

Поэтапное введение новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений города Омска принято Постановлением Мэра города Омска от 31 октября 2008 года № 375-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений города Омска» и департаменту образования Администрации города Омска установлены конкретные сроки перехода муниципальных учреждений города Омска на отраслевые системы оплаты труда: в I квартале – 15 муниципальных образовательных учреждений, во II квартале — 60, в III квартале — 300.

Кроме того, в связи с установлением минимального размера оплаты труда (далее МРОТ) с 1 января 2009 года согласно Федеральному Закону от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда» до 4330 рублей в месяц, по образовательным учреждениям, финансируемым за счёт средств субвенции областного бюджета (учреждения общего и дошкольного образования), дополнительная потребность средств на оплату труда на 2009 год составляет 118 650,5 тыс. рублей.

Учреждения дополнительного образования, финансируемые за счёт бюджета города Омска, получили дополнительные ассигнования на обеспечение МРОТ с 1 января 2009 года в объёме 20,7 млн. рублей.

В связи с этим, департаментом образования Администрации города Омска разаработан план мероприятий, обеспечивающих минимальный размер оплаты труда муниципальных учреждений общего и дошкольного образования города Омска.

Во всех образовательных учреждениях проведены различные мероприятия по оптимизации учебных планов и штатных расписаний:

— переход на 5-дневную рабочую неделю;

— целесообразность введения курсов по выбору, элективных курсов, факультативов (школьный компонент) с количеством часов от 12 до 34 в год;

— ликвидация избыточного деления;

— рациональное использование часов школьного компонента;

— реализация регионального компонента в содержании других предметов (10-15% учебного времени) в случае работы по ФБУП-1998;

— выбор предметов регионального компонента (перечень позволяет), которые не вошли в федеральную часть учебного плана (информатика, ОБЖ и др.) в случае работы по ФБУП-2004;

— рациональное использование ставок педагогов дополнительного образования;

— сокращение ставок старших вожатых, если данная ставка перераспределена на заместителей директора, или функционал перераспределён между педагогами;

— сокращение дополнительных ставок, введённых сверх типовых штатных расписаний;

— рациональность сменности занятий и использование ставок уборщиков служебных помещений во вторую смену учебных занятий.

В результате проведённых мероприятий предлагается экономия фонда оплаты труда за счёт:

— сокращения 910,4 ставок с экономическим эффектом 25741,7 тыс. рублей;

— сокращения 1062 часов учебной нагрузки — 4195,3 тыс. рублей;

— изменения режима работы учреждений — 1253,5 тыс. рублей.

Общий внутренний отраслевой резерв по образовательным учреждениям предположительно составит 31190,5 тыс. рублей. По общеобразовательным учреждениям – 26041,7 тыс. рублей, по дошкольным учреждениям – 5148,8 тыс. рублей (возможность проведения мероприятий по оптимизации в детских садах практически отсутствует).

Вышеперечисленные мероприятия по оптимизации, тем не менее, не обеспечивают полную потребность в средствах для выплаты МРОТ.

Следовательно, и введение отраслевой системы оплаты труда в таких условиях дискредитирует основную идею этой системы – оплата труда работника за качество предоставляемых услуг, так как стимулирующая часть фонда оплаты труда практически отсутствует.

В настоящее время руководителями образовательных учреждений проводятся расчёты по новой системе оплаты труда, при обязательном соблюдении требования установления заработной платы работникам учреждений (без учёта премий и иных стимулирующих выплат) не менее выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки при условии сохранения объёма должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» на отраслевую оплату труда по графику перейдёт в III квартале 2009 года.

В настоящее время оплата труда работников данного учреждения осуществляется по ЕТС. Объём субвенций на оплату труда муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 55» выделен в полном объёме в 2008 году в сумме 11764,1 тыс. рублей.

В 2009 году расходы на оплату труда данному учреждению за счёт средств субвенций областного бюджета рассчитаны в соответствии с нормативами на 1 обучающегося, установленными законом Омской области от 6 января 2000 года № 225-ОЗ «О государственной политике Омской области в сфере образования» (ред. 17.10.2008) и составили — 11710,9 тыс. рублей.

Количество учащихся в 2008 году — 1608, в 2009 году — 1587 человек.

При этом фонд оплаты труда не изменился в сторону уменьшения.

Таким образом, качественный переход на отраслевую систему оплаты труда и обеспечение МРОТ возможно при выделении дополнительных ассигнований из регионального бюджета в размере 87 460 тыс. рублей.

Директор департамента И.В. Дубин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (31 Кб), страница 2 (15 Кб).