В конце января тридцать девять человек попрощались со статусом слушателя Школы публичной политики. «Вчера еще ученики, сегодняшние выпускники, завершился очередной этап вашей познавательной жизни. Я надеюсь, что благодаря вам в восточном календаре появится год Человека», — этими словами открыл Выпускной круглый стол Школы публичной политики Олег Смолин, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член-корреспондент Российской академии образования.
Школа публичной политики открылась в Омске в октябре 2004 года, и уже через несколько месяцев рейтинговое агентство «Бизнес-курс» назвало Школу одним из шести наиболее успешных общественных проектов в области. По данным исследования агентства, к участию в работе Школы были привлечены лучшие региональные эксперты – социологи, политологи, общественные деятели. По результатам 2005 года, ОмШПП экспертами «БК-рейтинг» признана открытием года в общественной жизни региона и организацией, добившейся наибольшего успеха в Омской области.
Школа публичной политики (ШПП) – это гражданско-просветительская программа межрегиональной общественной организации «Открытая Россия», которая была начата в Омской области в октябре 2004 года. В подготовке и запуске программы в качестве примера и за основу взят 12-летний опыт работы Московской школы политических исследований. Инициатором создания Омской Школы публичной политики выступил депутат Государственный Думы, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин. Он же стал и куратором Школы.
Площадка свободных идей
ШПП – это постоянно действующая региональная гражданско-просветительская площадка. Роль и место Школы на политической карте региона — это роль посредника и коммуникатора между властью, бизнесом, гражданами, структурами гражданского общества, некоммерческими организациями. Цель Омской Школы публичной политики – поддержка социально активных граждан, содействие становлению лидеров гражданского общества, создание экспертного сообщества и публичной среды в регионе.
Набор слушателей осуществляется на конкурсной основе по результатам собеседования с менеджерами Омской школы публичной политики. Слушателям, выдержавшим конкурс, предлагается заключить с директором региональной Школы соглашение о взаимном сотрудничестве, которое позволяет ясно отразить права и обязанности ШПП и слушателей. При условии активного участия слушателей в мероприятиях, проводимых в течение всего срока обучения, выдаются сертификаты об окончании.
Сертификат не является документом об образовании какого-либо уровня (высшее, среднее и т. п.) или документом о повышении квалификации. Сертификат свидетельствует о том, что обладающее им лицо (в Омской области это 75 человек) прошло определенный курс обучения, владеет определенным набором навыков, необходимых для публичного лица, как, например, техника публичных выступлений, техника ведения переговоров, техника презентаций, техника общественной деятельности, техника участия в дискуссии и т. п. С точки зрения законодательства об образовании, ШПП – одна из форм организации дополнительного профессионального образования взрослых.
— Сертификат выпускника Омской Школы публичной политики – своеобразный документ общественного признания. Знаю, что у многих выпускников он с гордостью висит возле рабочего места, — говорит Оксана Горькавая, директор Омской школы публичной политики.
Слушатели Школы — это молодые амбициозные региональные политики, политические менеджеры, гражданские активисты и бизнесмены, молодежные лидеры, уже обладающие опытом политической деятельности, современные и эффективные люди – внутренне готовые к серьезному вовлечению в публичную политику и иную общественно значимую работу, как на федеральном, так и региональном уровнях. Возрастной диапазон группы 20-45 лет.
Содержательная основа учебного процесса – семинары, проводимые не реже одного раза в квартал, активная и системная межсеминарская деятельность, заполненная круглыми столами и дискуссиями, публичными лекциями и мастерскими-тренингами. Участвуя в школьных мероприятиях, слушатели развивают способность к диалогу, умение слушать и слышать других, овладевают современным политическим языком.
Школа помогает участникам проекта не только дискутировать на важные для региона темы, но и реально влиять на события. Пример такой внутренней коммуникации и взаимопомощи дала избирательная кампания по выборам в Законодательное Собрание Омской области, в которой одному из кандидатов, слушателю ШПП было отказано в регистрации. С помощью однокашников Школы удалось через суд добиться решения и регистрации кандидатом в депутаты.
— Обучение в Школе бесплатное. По собственной инициативе слушатели и выпускники ШПП могут оказывать ей, и такие случаи были, методическую, организационную и иную ресурсную помощь, — добавляет Оксана Горькавая.
— К очередному набору ШПП принципы отбора кандидатов будут скорректированы, – продолжает г-жа Горькавая. — В частности, ставка будет сделана на перспективную общественно-ориентированную молодежь в возрасте до 25-ти лет. Возможно, что группа будет формироваться в течение нескольких первых занятий.
Следующий набор организаторы Омской ШПП планируют начать весной 2007, однако многое зависит от тех ресурсов, которыми они будут располагать ко времени запуска школы.
Философский вопрос
Что такое публичная политика? Это вопрос философский, над которым спорят видные мыслители – политики, социологи, политологи… Политика – это наука управления. Школа занимается политикой лишь в смысле обсуждения, разработки и продвижения программ решения важнейших проблем, политикой, которая на английском языке обозначается как «policy», а не политикой в смысле борьбы за власть и её удержание, то есть политикой в смысле «politics». Основная задача Школы — это, прежде всего, гражданское просвещение всех тех, кто будет причастен к проекту.
По мнению Оксаны Горькавой, Школа должна создавать «воронку», засасывающую в проект открытых к развитию в политической и гражданской жизни людей. «Воронка» должна стоять в точке пересечения и концентрации социально активных людей. Деятельность Школы должна быть открытой, прозрачной и максимально публичной.
— Очень хотелось бы, чтобы на смену моему поколению публичных политиков приходило новое, молодое поколение, чтобы оно умело сочетать ценности свободы и ценности социальной справедливости. Школа публичной политики, безусловно, одна из форм организации дополнительного образования взрослых. Известно, что современному человеку, чтобы таковым оставаться, нужно учиться всю жизнь, — говорит Олег Смолин, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член-корреспондент Российской Академии образования.
Анастасия Иголкина
Опубликовано: Хочу работать. – 2007. – 15 февраля. — № 10. — С. 30.