Министерство образования и науки приступило к разработке Национальной стратегии развития и воспитания детей. В центре внимания — вопросы формирования в подрастающем поколении патриотических чувств, законопослушности и других полезных качеств и для ребёнка, и для государства. Документ планируется представить президенту в 2014 году.
— Это, безусловно, шаг вперёд. До сих пор высокопоставленные руководители министерства говорили, что воспитание — это не к ним.
Сколько будет стоить разработка стратегии, не знаю, но за них всегда платят очень много, и разработки получаются, мягко говоря, странные. Я призываю заставлять тех, кто пишет эти документы, причём за большие деньги, вступать не только в Союз писателей, но иногда и «союз читателей» и хотя бы иногда читать, что написали. Поэтому деньги всегда большие, а результат до сих пор неудовлетворительный.
Оценивать саму концепцию будем в зависимости от её содержания. Но я хочу сказать, что основные направления воспитания более или менее человечеству известны — начиная от мировых религий и заканчивая моральным кодексом строителя коммунизма.
Как мне кажется, чтó стоит сделать Министерству образования и науки — это не писать концепций, а, как минимум, изменить подход к образовательной политике. Современная философия образовательной политики исходит из того, что образование — это часть сферы обслуживания. А на самом деле образование — это служение. Образование — это сфера влияния личности на личность. Это часть сферы производства — производства человека.
Современная философия образования, отражённая в бюджете на 2014–2016 годы, исходит из того, что на образовании нужно экономить, а на самом деле образование — это сфера самых выгодных долгосрочных вложений, которые только может сделать государство.
Современная идеология в неявном виде исходит из того, что нужно обеспечить подготовку специалиста, а в остальном дать человеку функциональную грамотность. А нужно исходить из того, что общее образование — наряду с тем, что оно, конечно, готовит будущего работника — имеет главной задачей многостороннее развитие личности.
Наконец, современная философия образования исходит из того, что нужно фактически создавать отдельную систему образования для богатых и управляющих, отдельно для всех остальных, то есть исходить из элитарной концепции. А концепция должна быть эгалитарной, обеспечивающей равные возможности в образовании.
И вообще, с чего бы я начал в порядке воспитательной работы в школе — это избавил бы школу от колоссального количества бюрократических ограничений, от заполнения бессмысленной документации в ущерб реальной работе. Не случайно нам на парламентских слушаниях директор школы из Краснодарского края озвучил новый принцип образовательной политики: «Дети, уйдите из школы! Не мешайте реализовывать Национальный проект «Образование».
Опубликовано: Информационно-аналитический проект «Однако». – 2013. – 16 октября.