ноября
Такого системного «послания образованию» – пусть даже только школьному – не было давно. Скажу прямо: пять пунктов стратегической инициативы «Наша новая школа» выслушал, как сказали бы прежде, с чувством глубокого удовлетворения.
Пожалуй, к ним стоило бы прибавить еще как минимум три. Однако хуже другое. С высокой вероятностью берусь утверждать: по меньшей мере четыре из пяти поставленных президентом задач в ближайшей перспективе либо не будут решены вовсе, либо будут решены «с точностью до наоборот» – усилиями той самой бюрократии, на которую с такой словесной яростью обрушился Д. Медведев. Напомню задачи и объясню, почему.
1. Осовременивание содержания образования на основе нового поколения стандартов
– Безусловно, соглашаюсь. Современному ребёнку необходимы современные знания, владение современными технологиями, а главное – умение всё это осмыслить и творчески применять. Идею инновационного обучения около 20 лет тому назад выдвинул ещё Римский клуб.
Однако как быть с законодательством? Согласно новому закону о Федеральных образовательных стандартах, действующему с прошлого года, как раз содержание образования в стандартах больше не присутствует. А значит, и нечего обновлять. В законе есть лишь требование к структуре образовательных программ. Похоже, в «общество знаний» мы собираемся… без знаний! Закон вполне позволяет каждой школе учить детей «чему-нибудь и как-нибудь», а затем в последние годы «дрессировать» их на сдачу ЕГЭ. Если новое поколение стандартов будет строго соответствовать закону, а ЕГЭ, как клянётся министр образования и науки, сохранится в прежнем виде, «Наша новая школа» окажется хуже старой.
2. Отбор талантливых детей
– Целиком поддерживаю. Более того, питаю некоторую надежду, что именно этот пункт – единственный из всех – может оказаться реализованным.
Однако именно здесь президентская образовательная программа оказывается ограниченной, как вообще ограничен либеральный подход без социального. Авторы программы позаботились об отборе лучших (что правильно), но совершенно забыли о тех, кто оказался «худшим» не по своей вине. А это дети из семей с низкими доходами, с ограниченными возможностями здоровья, из неблагополучных семей или оставшиеся вообще без попечения родителей и т.п. – всего 12 категорий, которые закон о гарантиях прав ребёнка именует оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В том-то всё и дело, что ХХI век – не ХIХ. Усилиями одной лишь экономической и политической элиты в будущую цивилизацию не войдешь. Поэтому образовательная система страны, которая думает о будущем, должна быть эгалитарной, т.е. обеспечивать в максимально возможной степени равные образовательные возможности для всех. Это давно поняли в социальных государствах Европы. И даже в Великобритании, экономическая модель которой считается либеральной, существует целая система специальных мер, направленная на выравнивание образовательных возможностей детей из различных групп населения. Меры подобного рода и должны были бы стать шестым пунктом президентской программы «Наша новая школа».
3. Повышение статуса учителя и даже наименование в его честь 2010 г.
– Приветствую!
Но при этом помню: дожить до 2010 г. в большинстве регионов педагогу будет непросто. Как уже говорил, в федеральном бюджете на следующий год на повышение заработной платы интеллигенции и другим работникам бюджетной сферы не выделено ни рубля. А поскольку большинство регионов России по-прежнему дотационные, это означает, что за 2008–2009 гг. по отношению к ценам на товары первой необходимости зарплата педагога упадёт минимум на треть. Более того, по свидетельству профсоюзных активистов, в г. Омске её уже сокращают примерно на 1000 руб.
Допускаю даже невиданное в ХХI веке: например, что в Год учителя зарплату педагогам «прибавят» процентов на 40. Однако это будет означать лишь одно: она вернётся приблизительно к уровню 2007 г. Зато с каким облегчением вздохнёт народ… Ведь счастье – это когда тебе вывернули карман, а затем украденное вдруг каким-то чудом оказалось на месте, хотя бы даже и не всё.
17 октября при обсуждении бюджетных вопросов в Госдуме руководитель Счётной палаты С. Степашин заявил, что общая цена пакета мер, направленных на поддержку банковской системы, составит около 4 триллионов рублей. Со своей стороны я просил парламент выделить на поддержку всей отечественной интеллигенции и других работников бюджетной сферы 0,5 триллиона (т.е. в восемь раз меньше) для того, чтобы покрыть 30-процентный рост цен на товары первой необходимости в 2008 г. И хотя призывал коллег не злоупотреблять классовым подходом в пользу банкира – против учителя и врача, получил при голосовании за свою поправку (№ 138) следующие результаты:
КПРФ: «за» – 93%;
«Справедливая Россия»: — 29%;
ЛДПР: — 0;
«Единая Россия»: — 0.
4. Материальная база школы
Именно в этом пункте сказано, что она не должна быть ветхой в прямом и переносном смысле.
– Не могу не порадоваться.
Однако даже после трагедии в Беляевке никаких изменений в федеральном бюджете не произошло, и никаких дополнительных средств на эти цели не выделено. Более того, даже вполне скромные мои поправки об обеспечении школы учебниками за счёт бюджета страны были благополучно провалены теми же фракциями: ЕР и ЛДПР.
5. Здоровье школьников.
– И здесь солидарен с президентом: мы действительно располагаем ужасающей статистикой. Например, состояние здоровья двух третей школьников не соответствует медицинским нормам.
Однако вспомним ещё раз министра образования и науки. Недавно он заявил, что каждый прорешавший 2–3 тыс. математических задач успешно сдаст ЕГЭ. А теперь посчитаем: если ребёнок достаточно подготовлен и способен решить среднюю математическую задачу за 20 минут, на решение 3 тыс. задач у него уйдёт тысяча часов; при 40-часовой рабочей неделе это составит 25 недель или полгода. Если же ребёнок не подготовлен и будет решать задачи со средней скоростью одну за 45 минут, полного рабочего года на подготовку к ЕГЭ по математике ему не хватит. Разумеется, ничего подобного дети делать не станут – и слава Богу. Иначе психиатрические больницы в России оказались бы переполненными, а показатели самоубийств среди молодёжи, по которым мы периодически выходим на первое место в мире, стали бы запредельными.
Короче: успех президентской программы «Наша новая школа» будет целиком зависеть от того, насколько всерьёз глава государства намерен укротить подчинённую ему бюрократию. Все конституционные возможности для этого есть. Хватит ли политической воли – покажет время.
В заключение ещё раз соглашусь с президентом: «российская школа не имеет права быть ветхой». Но власть и подавно не имеет права оставлять её в таком состоянии.
Опубликовано: Вести образования — 2008. — 1-15 ноября. — № 21 (117).