Как помочь школам с низкими образовательными результатами

Рособрнадзор выступил с инициативой продлить программу поддержки школ с низкими образовательными результатами «500+» еще на два года.

Данная программа реализуется в рамках национального проекта «Образование» и предусматривает поддержку конкретных школ с низкими образовательными результатами, выявленных на основании специально разработанной методики. В 2020 году в рамках проекта велась поддержка 250 школ. В 2021 году помощь получили 3 тысячи школ из 84 субъектов. В 2022 году в программе примут участие также 3 тысячи школ из 84 субъектов Российской Федерации. Такие школы выявляются на основе предварительной комплексной диагностики, затем для их сопровождения назначается куратор из числа сильных школьных управленцев региона.

На следующем этапе формируются региональные планы-графики (дорожные карты) поддержки таких школ, концептуальные документы и антирисковые программы по реализации необходимых мер для наступления позитивных изменений. На этапе реализации осуществляются мониторинг хода проекта, оценка результативности принимаемых мер и при необходимости корректировка планов.

В то же время о ресурсной помощи участникам проекта в официальных документах говорится весьма расплывчато. Подчеркивается лишь, что ключевая роль в решении этой задачи принадлежит региональным органам исполнительной власти, и вскользь упоминается, что ресурсное обеспечение «может также осуществляться в рамках других мероприятий национального проекта “Образование”».

Своим мнением об эффективности проекта «500+» делится первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин.

– Задача улучшения образовательных результатов школ, безусловно, очень важная. До недавнего времени российская образовательная политика реально увеличивала неравенство в этой сфере: помогали сильным, а спасение слабых утопающих было делом рук самих утопающих.

То, что сейчас взялись за школы с низкими образовательными результатами – без сомнения, правильно. Однако помощь, которую получают школы, в основном идет по двум направлениям: методическому (назначение куратора, обмен практиками с успешными школами и т.д.) и бюрократическому (планы, отчеты, мониторинги).

Убежден, что за год-два невозможно реально оценить эффективность проекта, хотя какую-то пользу он принести может, но радикально улучшить качество отечественного образования ему не по силам.

Приведу простейший пример: в Шербакульском районе моей родной Омской области закрывают сельскую школу. Закрывают не потому, что этого хочет губернатор или министр – просто школа оказывается без кадров. Педагоги старшего возраста уходят на пенсию, и вести часть занятий теперь некому. Вопрос: как поможет проект поддержки школ с низкими образовательными результатами этой конкретной школе? Ответ: сначала предложат педагогам из других соседних сел дополнительно поработать в этой школе. Понятно, что до нее еще нужно доехать, но следует учитывать тот факт, что учителя и без того перегружены, и увеличивать их нагрузку нереально.

Мне недавно довелось участвовать в радиопрограмме с одной из победительниц конкурса «Учитель года» из Омской области. Когда я заметил, что средняя нагрузка учителя в этом регионе – 1,8 ставки (32 урока в неделю, что с учетом подготовки к занятиям, проверки тетрадей, воспитательной работы, отчетности составляет примерно 82 часа), моя собеседница сказала, что ее недельная нагрузка составляет 39 часов.

Проект поддержки школ с низкими образовательными результатами ставит правильную задачу, но он не содержит инструментов для ее решения.

Ситуация с педагогическими кадрами в России с каждым годом становится все хуже и хуже: часть учителей уходит из школы по возрасту, часть – потому что затраты нервной энергии, труда, сил не соответствуют реальному уровню оплаты труда и статусу педагогического работника. Если мы хотим помочь школам с низкими образовательными результатами, начинать нужно с двух позиций: а) ресурсы, б) кадры. Надеюсь, через пару лет нам представят официальные результаты реализации проекта и, скорее всего, они окажутся положительными. Но думаю, к тому времени, если ситуация не изменится, кадровый кризис в образовании обострится еще больше. Поэтому правильным задачам должны соответствовать правильные решения: без ресурсного и кадрового обеспечения поднять качество российского образования невозможно.

Источник