30 мая Государственная дума в первом чтении приняла внесённый Правительством законопроект «О развитии технологических компаний в Российской Федерации». Инициатива была поддержана исключительно голосами «Единой России», оппозиционные фракции не голосовали, либо голосовали «против».
На мой взгляд, законопроект абсолютно пустой. Кроме неудачного определения технологических компаний, он не содержит никаких норм. Всё остальное отдается на откуп Правительству.
Замминистра экономического развития Максим Колесников обещал наполнить инициативу содержанием ко второму чтению. Но, как говорится: «посмотрим!».
Пока же ситуация с развитием высоких технологий в стране оставляет желать лучшего. Например, по данным вице-президента Нанотехнологического общества Георгия Малинецкого, количество высоких технологий в стране по сравнению с советским периодом сократилось в 5-7 раз.
Моя дискуссия с представителем Правительства получилась знаковая. Можно ознакомиться:
Смолин О. Н., фракция КПРФ:
Уважаемый Максим Андреевич, я вам цитирую данные Комитета Госдумы прошлого созыва по науке и образованию. Итак, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации: 2005 год – 9,3, 2016-й – 7,3, 2019-й – 7 (снижение). Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции: 2005 год – 5, 2016-й – 8,5, 2018-й – 6,5, то есть -практически нет роста.
Вопрос первый. Почему так плохо развивается в России высокотехнологичный бизнес?
И вторая часть вопроса. Я поддерживаю Максима Анатольевича. Какие конкретные меры поддержки вы предлагаете включить в законопроект при втором чтении или законопроект так и останется чисто рамочным, то есть пустым?
Колесников М. А.
Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Ну, с точки зрения мер поддержки, мы сейчас в активной стадии обсуждения с комитетом, как правильно это интегрировать в законопроект. Мы с вами прекрасно понимаем, что все-таки конкретная мера поддержки, с точки зрения выделения финансирования, — это надо обсуждать в рамках правительства, и должен быть разработан соответствующий правительственный акт. Ну а контур этих мер поддержки я думаю, что мы сможем изложить в самом законопроекте.
С точки зрения статистики, которая вами сейчас представлена, — ну, мне нужно какое-то время с ней ознакомиться. Давайте ко второму чтению мы ответ на этот вопрос подготовим, и я доложу дополнительно.
Смолин О. Н.
Я извиняюсь, но, уважаемый Максим Андреевич, дело совершенно не в статистике. Вопрос был предельно внятен.
Я привожу официальные данные комитета и спрашиваю, почему так медленно развивается высокотехнологичный бизнес в нашей стране. Имеет министерство на это точку зрения? И как на это повлияет законопроект? Просьба отвечать на вопросы.
Колесников М. А.
Тяжело оперировать как бы вот информацией, которой не обладал до вопроса.
Значит, что мы видим в рамках нашего анализа. Значит, у нас сейчас достаточно неплохо сформированы меры поддержки на так называемом посевном уровне. То есть это совсем вот микро, значит, и небольшие компании, которые получают гранты там по линии фондов поддержки. Но начинается так называемая долина смерти у компаний, которые получают уже выручку более 200 миллионов рублей, они еще не привлекательные с точки зрения банковского сектора, но при этом уже не могут получать дополнительные меры поддержки от государства.
И вот наша задача этим законом как раз идентифицировать вот эти малые технологические компании, которые, с одной стороны, мы будем получать от них определённую информацию через реестровую модель и с точки зрения их роста, с точки зрения их выручки, с точки зрения тех мер поддержки, которые они, значит, получили или планируют получить через механизм бесшовности, который у нас уже реализован в рамках закона о науке.
А, с другой стороны, мы под них сможем адресные меры поддержки разрабатывать – это и льготные кредиты, и дополнительные гранты, и размер этих грантов.
У нас сейчас по нашему анализу, значит, порядка 9 тысяч компаний могут соответствовать критериям малых технологических компаний, и мы сейчас как раз в рамках концепции технологического развития формируем прогноз развития и количество данных компаний, их, значит, общий вклад в экономику Российской Федерации. Я надеюсь, что ко второму чтению я смогут вам более детально, уже на цифрах ответить на ваш вопрос.