Начинается новый календарный год, а проблемы в образовании остаются старыми: дефицит учительских кадров, большая нагрузка, низкие зарплаты, бюрократизация. А что делать? Давайте по порядку и в цифрах:
В российском образовании очевидный кадровый кризис. По данным главы Центра экономики непрерывного развития РАНХиГС Татьяны Клячко (2021 год), в стране не хватает 250 тыс. учителей. Кстати, их общее количество с 2019 года, когда на больших парламентских слушаниях перед нами выступала министр Ольга Васильева, сократилось с 1 млн 300 тыс. до 1 млн 252 тыс. При этом количество учеников за те же годы увеличилось на 750 тыс.
Приведу некоторые данные о педагогических кадрах.
Общее количество учителей – 1,3 млн., в том числе сельских – 473 тыс.
Средний возраст учителей:
— старше 50 лет – 39%
— моложе 29 лет – 5,5%
Численность обучающихся в школе:
— 2016 – 15,2 млн.
— 2018 – 16,1 млн.
Рост – 0,9 млн.
Рост численности учителей за тот же период – 8600
То есть на 100 новых детей приходится менее одного нового учителя.
Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (на начало учебного года; тысячи человек)
2019/20 – 16 565.6
2020/21 – 16 893.7
2021/22 – 17 314.2
Высокопоставленные правительственные чиновники утверждают, что с учительскими кадрами в стране все более или менее в порядке. При этом приводятся два аргумента.
Первый аргумент: растет количество абитуриентов и конкурсы среди них на педагогические специальности вообще и в педагогические вузы, в частности. Это чистая правда. Однако в том-то и парадокс, что добрая половина поступивших на педагогические специальности либо не идет работать в школу, либо уходит из нее, как только появляется возможность. Они хорошо понимают, что педагогическое образование достаточно универсально и может обеспечить им рабочие места в системе отношений «человек – человек», а не только в системе образования, тем более – не только в школе.
Второй аргумент: дефицит учительских кадров в стране составляет менее 1% – около 11 тысяч.
Однако смотря как считать.
Как уже отмечалось, количество учителей в стране составляет приблизительно 1 миллион 250 тысяч. При этом работают они в среднем на 1,8 ставки.
Нетрудно посчитать: если бы учителя работали на одну ставку, кадровый дефицит в школе составил бы около 640 тысяч человек; если же довести нагрузку учителя, скажем, до 2,5 ставки, можно было бы еще более полумиллиона учителей сократить!
Видимо, современная (на мой взгляд, безумная) нагрузка учителя высокопоставленным чиновникам представляется нормой.
Эксперты, называющие дефицит учительских кадров в размере 250 тыс., очевидно, исходили из того, что учитель должен работать примерно на 1,5 ставки. В свое время молодым парнем я вел полторы ставки и уверю вас: это нелегко. Представьте теперь ситуацию, например, в городе Омске, где учитель в среднем работает на 2,1 ставки, то есть ведет 38 уроков в неделю! Причем в большинстве это женщины постбальзаковского возраста. Эмоциональное выгорание в такой ситуации неизбежно.
Пролетарии умственного труда
А теперь о зарплате. Еще в 2015 году Общероссийский народный фронт провел опрос 5000 учителей. Опрос показал, что в 75 регионах Российской Федерации из 85 на тот период не исполнялся Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597. С тех пор ситуация только ухудшилась.
По данным опроса НИУ «Высшая школа экономики», в 2020/2021 учебном году:
— 80% учителей получали зарплату ниже 40 тыс. руб.
— Более 40% учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме расходов на еду;
— около 20% не хватает денег на покупку одежды;
— от 34% до 40% хватает на еду и одежду, но покупка техники вызывает трудности;
— менее 2% могут позволить себе крупные траты, например, дорогостоящий отпуск.
Перевожу на язык социологии: из представителей средних слоев значительная часть учителей превратилась в пролетариев умственного труда, причем ограниченных в правах.
Прилагаю некоторые данные о средней заработной плате педагогов в России и моей родной Омской области за январь – июнь 2023 года (Росстат).
Очевидно: Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. не исполняется ни в стране, ни в регионе.
В свое время министр финансов Антон Силуанов утверждал, что 18 уроков в неделю – слишком маленькая нагрузка. Возможно, так думает кто-то еще, кто в школе не работал. Однако в советский период были проведены расчеты, согласно которым, например, учитель истории при нагрузке в 22 урока в неделю за эту самую неделю работал примерно 48 часов. Учитель литературы при такой же нагрузке – 55-60 часов. Следовательно, тот, кто работает на две ставки, должен иметь рабочую неделю за 80 часов, то есть либо не жить, либо экономить на подготовке к урокам и работе с детьми.
Спрашиваю в хорошей сельской школе Омской области:
– Как же учителя выходят из положения?
Слышу в ответ:
– Сейчас Интернет позволяет за полчаса подготовиться к урокам!
Иначе говоря, из Интернета берутся готовые штампы и механически переносятся на детей с абсолютно разной подготовкой и культурным уровнем. Нетрудно догадаться, какое будет качество образования.
Моя мама – учительница литературы. Сколько помню, она все время готовилась к урокам или проверяла письменные работы. Сам я – учитель истории и обществознания. Самым сложным для меня было не дать урок, но к нему подготовиться. Если вы думаете, что я сгущаю краски, послушайте классика советской педагогики Василия Сухомлинского: «Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам».
Он же говорил: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости». Очевидно: современная ситуация абсолютно не позволяет учителю работать над собой.
Спросим себя теперь: куда же уходят учителя?
Ответ: куда угодно, в том числе очень часто – в репетиторы. Еще один привет ЕГЭ!
Репетиторство вытесняет настоящее образование теми самыми образовательными услугами, против которых на словах выступает большинство депутатов.
Репетиторам можно меньше работать, но больше заработать. Когда вводили ЕГЭ, нам говорили, что он покончит с коррупцией и платным образованием. Теперь за подготовку к ЕГЭ платят 70% российских детей, в больших городах – 90%, а в Москве – едва ли не 100%.
Пора переходить к предложениям. Их четыре.
1. Во внеочередном порядке принять проект федерального закона № 1075801-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников», предусмотрев его поэтапное введение в действие в течение трех лет.
Законопроект предусматривает нормы, аналогичные указу Президента № 597 от 7 мая 2012 г. при работе педагога на одну ставку.
2. Если законопроект не будет принят, создать межфракционную рабочую группу для подготовки нового законопроекта о статусе педагогического работника. В основу должно быть положено Постановление Государственной Думы № 6683-7 ГД «О рекомендациях парламентских слушаний на ему «О мерах по повышению качества образования в РФ» от 23 июля 2019 г., за которое единогласно голосовали депутаты всех фракций.
Ключевая идея: базовый оклад (ставка при работе на 18 часов) педагогического работника должен быть не ниже 70% средней заработной платы по региону.
По затратам из бюджетной системы РФ это сравнимо с проектом федерального закона о повышении статуса педагогического работника. По оценкам Минпросвещения, затраты бюджетов должны составить около 400 млрд руб. в год.
3. При рассмотрении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг.» предусмотреть рост расходов на повышение заработной платы педагогических работников до соответствующих уровней в течение трех лет. В том числе в бюджете на 2023 год – не менее 125 млрд рублей.
В этой связи напоминаю две позиции.
Во-первых, дефицит федерального бюджета на 2024 год предусмотрен в объеме около 1% ВВП. Наше предложение оценивается примерно в 0,1% ВВП. По оценкам ведущих экономистов страны, дефицит федерального бюджета до 3% ВВП стране ничем не угрожает;
Во-вторых, в ответ на мой запрос Минфин сообщил, что считает возможным использование в рублях «замороженной» нашими геополитическими противниками части Фонда национального благосостояния. Запрашиваемая сумма составляет около 2% от этого объема. В конце концов можно отказаться от некоторых мегапроектов для того, чтобы сохранить возможность полноценного образования для наших детей и внуков.
4. Необходимо восстановить утраченные или урезанные социальные гарантии для сельских педагогов, а именно:
— вернуть 25-процентную надбавку к заработной плате, предусмотренную, в частности, законом РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села»;
— восстановить в полном объеме компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренную Законом РФ «Об образовании» в редакции 1992 года. В настоящее время финансирование этих выплат переложено на регионы и в подавляющем большинстве из них резко сократилось.