Начну с того, что в политической элите нет точного представления о том, сколько учителей требуется российской школе.
В правительстве называют разные цифры — от 11 до 30 тысяч вакантных мест для учителей. Но дело в том, как считать.
По данным Центра экономики непрерывного развития РАНХиГС, в стране не хватает 250 тыс. учителей, а если бы все учителя работали только на 1 ставку, то потребность была бы на уровне 500 тыс. специалистов.
Нужно отметить, что педагогов не хватает в большинстве регионов России, даже в самых экономически благополучных.
Причины просты — психоэмоциональные затраты, напряженность и квалификация учительского труда не соответствует учительской зарплате. По данным сервиса Headhunter, самые низкие зарплаты в России работодатели предлагают дворникам — 32,6 тыс. рублей, уборщикам — 37,3 тыс. рублей, воспитателям и няням — 40,5 тыс., а также учителям — 41,9 тыс. рублей.
Для того чтобы преодолеть кадровый кризис, нужно реализовать Указ президента России № 597 от мая 2012 года и основанные на этом Указе наши законопроекты, в которых мы требуем, чтобы, во-первых, учительская зарплата была не ниже средней не только по региону, но и по России, во-вторых, учитель работал на одну ставку. Тогда кризис можно будет решить.
В Государственной думе создана специальная рабочая группа под руководством первого зампреда Государственной думы Ивана Мельникова. Ее первое заседание показало, что учителей и врачей мы выпускаем достаточно, но они слишком быстро уходят из образования и медицины. Врачи — в частные клиники, а учителя — в разные сферы, в том числе и репетиторство, где можно при меньшем напряжении получить такие же деньги.
Важно, чтобы политическая элита понимала остроту проблемы.