Замгубернатора Свердловской области Павел Креков заявил, что студентов-бюджетников педагогических вузов следует обязать отработать в школах от 5 до 10 лет после обучения. По его мнению, подобная практика позволила бы сократить дефицит рабочих кадров. При этом выпускников, которые не захотят работать по специальности, можно обязать вернуть деньги, которые государство потратило на их обучение.
Я не поддерживаю подобное предложение сразу по нескольким причинам.
Первое. Результат, если бы такое решение было принято, скорее всего, окажется противоположным замыслу. Сейчас в России количество абитуриентов, желающих поступить на педагогические специальности, растет. Мы готовим достаточно педагогов, но потом педагоги уходят из школы, потому что статус, оплата труда и социальные гарантии не соответствуют затратам труда. Вместо того, чтобы закрепощать педагогов на 10 лет, надо подумать о том, чтобы поднять их статус. Система распределения, состоящая из одного кнута, ничего хорошего дать не может. Либо абитуриенты перестанут идти в педагогические университеты, либо туда пойдут только те, кто совсем слабо подготовлен. В обоих случаях качество образования упадет.
Второе. Современные чиновники забывают, что советская система распределения держалась на двух принципах, как и положено в системе управления, — кнута и пряника. Кнут — это была обязанность отработать 3 года, а не 5 или 10 лет. Но при этом те, кого направляли по распределению, получали подъемные, оплату на служебное жилье либо оплату найма жилья и, как правило, более высокую заработную плату в селе, чем в городе. Ничего подобного сейчас чиновники не предлагают.
Третье. Салтыков-Щедрин сказал, что российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления. Думаю, что это заявление из этой самой серии. На данный момент никакого аналогичного законопроекта в Госдуме нет. И, судя по высказываниям министра науки и высшего образования, в ближайшее время не будет.
Самое главное и последнее: нет другого способа преодолеть кадровый кризис в школьном образовании, чем значительно поднимать статус учителей и оплату их труда. Недавно в Общественной палате обсуждалась ситуация с учителями в Москве. В столице зарплата у учителей такая, что большинству регионов России она и не снилась. И тем не менее Общественная палата пришла к выводу, что значительная часть учителей после окончания университета приходит в школу, получает надбавки молодого учителя, а затем уходит в разные организации либо в репетиторы… Может быть, даже на меньшую зарплату с меньшими затратами труда и нервной энергии.
Давайте еще раз, чтоб сделать главный акцент:
НЕТ другого способа преодолеть кадровый кризис в школьном образовании, чем значительно поднимать статус и оплату труда учителям.