Учит ли современная школа мыслить критически?

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов высказал мнение, что в школе нужно учить детей отличать достоверную информацию от недостоверной. По мнению сенатора, обсуждение этой темы на уроках «Разговор о важном» — правильное решение. Это особенно актуально в условиях развития новых технологий и искусственного интеллекта.

Начну с того, что задача развития критического и самостоятельного мышления стоит уже давно, и это должно быть одним из направлений российского образования. Дети должны понимать, что не всё, что написано в интернете или произносится на иных площадках, — это знания или даже достоверная информация. Но самое главное, они должны учиться мыслить самостоятельно. И, к сожалению, современная система образования не всегда этому учит.

Еще у Александра Пушкина есть замечательное стихотворение, из которого обычно цитируют первые строки: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу, любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», это про патриотизм, а дальше: «На них основано от века, по воле Бога самого, самостоянье человека, залог и величие его». Так вот, формирование человека с свободной волей, как говорил другой классик, которого звали Гегель, это и есть, в общем, задача воспитания.

Повторяю: отдельно научить отличать в интернете ложную информацию от истинной очень трудно, надо учить критическому мышлению в целом, нужен свободный человек, который способен принимать решения самостоятельно.