На прошлой неделе состоялось расширенное заседание Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию с участием министра Валерия Фалькова. Обсуждался проект бюджета на 2025–2027 гг.
Думаю, обсуждать всерьез можно только показатели на ближайший год, поскольку правительство часто поступает очень удобным для себя образом. В проект бюджета на последующие два года закладывает резкое снижение трат по статьям, затем его выравнивает, а позже отчитывается о том, как повысились показатели по сравнению с планом. То есть сначала план занижается, а потом героически перевыполняется.
Что ждет российскую науку и высшее образование?
Начнем с позитива. Расходы на науку растут, но не слишком сильно. По оценке Министерства финансов, доходы федерального бюджета увеличиваются до 11,5%, а расходы на науку на 13%. Уже хорошо. Но при этом представитель Счетной палаты отметил, что доля расходов на фундаментальные исследования снижается. Видимо, средства вкладывают в прикладные направления. Напоминаю, что одна из главных слабостей нашей науки — плохое внедрение научно-технических достижений в реальный сектор. В постсоветское время это направление было значительно разрушено. А без нее технологии обновлять крайне сложно.
Согласно указу президента № 309, к 2030 году расходы на гражданскую науку из всех источников должны составить 2% от ВВП. То есть наконец достичь международной нормы. Пока они чуть более 1%.
Что касается расходов федерального бюджета, то до сих пор их доля сокращалась.
Вторая позиция, которую можно записать как плюс, — запланировано увеличение фонда оплаты труда научных работников и преподавателей вуза с 1 января 2025 года на 13,9%. Нам говорят, что это должно покрыть недостающее повышение в 2024 и 2023 гг. Отмечу только одно: в 2024 году средняя зарплата вырастет более чем на 17%, и как 13,9% покроют этот рост, мне непонятно. Обещали представить расчёты, когда их получу, то обязательно поделюсь.
Продолжатся программы, где представлены интересы Омской области: строительство кампусов, развитие передовых инженерных школ и научно-образовательных центров. Что в итоге регион получит, зависит нашей работы с администрацией области в рамках Парламентского клуба при губернаторе Омской области Виталии Хоценко.
Печальная ситуация со стипендиями. Стипендиальный фонд будет проиндексирован с 1 сентября 2025 года на 4,5%. Поскольку это произойдёт не с начала года, а только с девятого месяца, то сумму надо делить на три, то есть реальное увеличение стипендии составит всего 1,5%. Если учесть, что в этом году ожидаемая инфляция от 7 до 9%, по разным оценкам, то ясно, что студенты станут еще беднее.
Отдельно скажу про программу развития микроэлектроники. Я уже говорил на многих площадках, что это одна из ключевых тем для будущего развития страны, поскольку от микрочипов в современной экономике зависит очень многое, почти вся электроника. Напомню также, что китайская 5-летняя программа в 30 раз больше, чем наша 10-летняя.
В нашей программе к 2030 году планируют выпускать такие чипы, которые выпускаются много где уже сейчас, но и от которых отказываются наиболее технологичные страны и корпорации. Ситуация тревожная! На мой взгляд, вот тут как раз тот случай, когда мы могли бы чем-то пожертвовать, чтобы создать передовую отрасль. Она уж точно лишней не будет.
Таковы контуры бюджета образования и науки в первом чтении. Министерство финансов заявляет, что зарегистрировано около 250 млрд рублей, которые могут быть перераспределены ко второму чтению. Возможно что-то из этого получит науки и образование.