В конце октября состоялось заседание Комитета по науке и высшему образованию. Ключевым вопросом было обсуждение итогов приёмной кампании в вузы. Основной докладчик — замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев.
Выступая на Комитете, я заметил, что главное достижение действующего министерства — увеличение контрольных цифр приёма за последние 4 года на 85 тысяч мест. Количество бюджетных студентов в расчёте на 10 тыс. человек поднялось со 125 до 133. В СССР этот показатель был на уровне 219 человек на 10 тыс.
Представители Правительства и Госдумы любят считать количество бюджетных мест от числа выпускников школ. По их расчёту около 60% всех тех, кто выпускается из 11 класса, могут получить бюджетное место. Но надо заметить, что право на высшее образование имеют не только выпускники школ, но и выпускники СПО, куда сейчас идёт более 60% девятиклассников.
То есть на самом деле от общего числа выпускников количество бюджетных мест составляет не 60%, а около 29%. Это немало, но не надо создавать иллюзий, что каждый второй выпускник может получить бюджетное образование.
Я также обратил внимание, что сегодня сильно изменилась профессиональная ориентация и мотивация поступающих в вузы. По опыту СССР могу сказать, что большинство абитуриентов понимали, кем они хотят стать, и выбирали конкретный вуз и факультет. Сейчас на вопрос о том, куда будешь поступать, всё чаще звучит ответ: «Смотря сколько будет баллов на ЕГЭ!». В такой ситуации понятно, почему многие не идут потом работать по специальности, которую они получили не потому, что так хотели, а потому что столько набрали на экзамене.
Другая проблема, связанная с ЕГЭ, — обеспечение выпускниками регионов России. Мы помним, что главным достижением единого госэкзамена была объявлена возможность ребят из провинции поступать в московские и питерские вузы. И это действительно так.
Но в последние годы Министерство науки и высшего образования 75% всех бюджетных мест отдаёт в регионы. И это не случайно! Ребята из Питера и Москвы обратно не возвращаются.
Конечно, обе эти проблемы мог решить бы наш законопроект о добровольности ЕГЭ. Но пока инициатива «Образование для всех в течение всей жизни» в Государственной думе на обсуждение не вынесена.
В целом Министерство науки и высшего образования готовит новый приказ о порядке приёма в высшее учебное заведение, некоторые его составляющие мы уже обсуждали. По остальным скажем тогда, когда будут конкретные решения.