Бюджет на 2025–2027 годы: финансирование образования будет неравномерным

24 октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2025–2027 годы. В 2024 году ожидается рост ВВП на 3,9% при среднемировом значении 3,2%. В 2025 году прогнозируются доходы федерального бюджета 40,3 трлн рублей. Это в номинальном выражении на 11,6% больше, чем в текущем году. Причем доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме вырастет до 72,9%. Это позволяет обеспечить рост расходов бюджета, которые прогнозируются в объеме 41,4 трлн руб. в 2025 году, 44 трлн руб. в 2026 году и 45,9 трлн руб. в 2027 году. Но в предстоящие три года бюджет останется дефицитным.

В числе приоритетных статей расходов: укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны, обеспечение технологического суверенитета России, социальная политика. В том числе это коснется повышения зарплат бюджетников, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, пособий по безработице. В проекте бюджета уже предусмотрены необходимые средства на реализацию поручения Президента по возобновлению со следующего года выплат пенсий работающим пенсионерам, индексации материнского капитала и пособий на поддержку семей с детьми. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «только «детский бюджет» на три года превысит 10 трлн рублей, включая адресную поддержку семей с детьми».

О расходах на образование на предстоящий трехлетний период размышляет первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

– Анализ федерального бюджета с точки зрения вопросов образования в целом неутешителен. Приношу читателю извинения за цифры, но без цифр здесь не обойтись. Общий объем расходов на образование, утвержденный в первом чтении, составит около 1,5 трлн рублей в 2025 году, и предполагаемый рост по сравнению с 2024 годом – всего лишь 0,65%. Напоминаю, что плановая инфляция по итогам текущего года составит 7,3%, но, по прогнозам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной и других финансистов, она достигнет 8−8,5%. Подчеркиваю, речь идет об официальной инфляции, в которую верят только официальные лица.

Расходы между различными отраслями образования распределяются крайне неравномерно. В следующем году в бюджете предполагается очень значительный рост федеральных расходов на дошкольное образование – на 188,5%. Это связано с программой капитального ремонта детских садов. Финансирование среднего профессионального образования также предполагается увеличить практически на 30% по сравнению с 2024 годом, и причина та же: запуск программы капитального ремонта колледжей, но исключительно тех, которые реализуют программу профессионалитета. Ситуация понятна: в стране острый дефицит рабочих кадров.

Что касается общего образования, то расходы на эту отрасль в следующем году из федерального бюджета предполагается сократить более чем на 7,5%, с учетом инфляции – примерно на 15%. Расходы на дополнительное образование предполагается сократить примерно на 30%, с учетом инфляции это почти 40%.

Расходы высшее образование планируется увеличить лишь на 1,5–1,6%, то есть в реальных деньгах сократить почти на 6% к уровню 2024 года.

Заработная плата в федеральных учебных заведениях (это, в основном вузы) будет проиндексирована с 1 января, как нам обещают, на 13,2%.

Это неплохо, если не помнить, что прогнозный рост средней заработной платы в 2024 году составит 14,6%, то есть рост заработной платы в бюджетной сфере продолжает отставать от роста заработной платы в стране в целом. Напоминаю, что зарплата работников вузов должна вдвое превышать среднюю зарплату в регионе, согласно Указу Президента №597 от 07.05.2012. Ясно, что вузам и другим федеральным образовательным организациям в 2025 году будет еще труднее выполнять этот указ, чем в текущем году.

Стипендиальный фонд предполагается увеличить на 7,9%. Это вроде бы чуть выше официальной инфляции, но хочу обратить внимание, что индексация произойдет лишь с 1 сентября 2025 года, то есть в пересчете на год она составит около 2,6−2,7%.

Что будет с заработной платой учителей в следующем году? Именно этот вопрос я задавал министру финансов Российской Федерации Антону Германовичу Силуанову при обсуждении бюджета. Отвечая на мой вопрос, министр заявил, что правительство строго исполняет, перечисляя деньги в регионы, Указ Президента № 597 от 2012 года, который предполагает, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по региону. В свою очередь я напомнил министру, что по данным Общероссийского народного фронта еще от 2015 года, указ не исполнялся в 75 регионах Российской Федерации, а по данным НИУ ВШЭ 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды. По данным Центра непрерывного образования РАНХиГС, если бы учителя работали с нормальной нагрузкой, то есть примерно на 1,2−1,3 ставки, в стране не хватало бы 250 тысяч учителей. И последний факт, о котором я напомнил министру, заключается в том, что в 2018 году на поддержку оплаты труда педагогов, медицинских работников и работников культуры в регионах выделялось 100 миллиардов рублей из федерального бюджета, а в 2025-м будет выделено 114 миллиардов, и министр это подтвердил. С тех пор средняя зарплата в стране выросла вдвое – в округленных цифрах – с 43 до 86 тысяч рублей, а перечисления регионам выросли только на 14%. Как в такой ситуации регионы могут выполнить Указ Президента, совершенно непонятно. По нашей информации, регионам перечисляются деньги, исходя из того, что средняя заработная плата региональных бюджетников будет проиндексирована на 4,5%.

Но каждый регион будет решать эту проблему сам, потому что политика последних лет сводится к тому, чтобы социальные обязательства передавать в регионы, а деньги, насколько возможно, собирать в Министерство финансов Российской Федерации.

Последнее замечание. Выступая на XIII съезде Федерации независимых профсоюзов России 29 октября 2024 года, Владимир Путин предложил начать эксперимент в регионах в 2025 году по введению новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, а в массовой практике их планируется ввести в 2027 году, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Насколько я могу судить по предыдущему опыту, эксперимент будет заключаться в том, чтобы упорядочить систему распределения имеющихся средств. Наверное, это может принести какой-то небольшой результат, и, возможно, он будет заключаться в том, чтобы повысить окладную часть оплаты труда педагогических работников. Оклады большинства педагогических работников сейчас ниже минимального размера оплаты труда. Даже если мы установим базовые оклады на уровне МРОТ, то для этого потребуются дополнительные средства. Президент сказал, что правительству предстоит решить важный вопрос о выделении дополнительных средств на введение новой отраслевой системы оплаты труда педагогов, но это случится только в 2027 году. Пока в бюджете на 2027 год никаких признаков резкого увеличения финансирования образования нет, а бюджет на предстоящие три года дефицитный.

Все, о чем я сказал, относится к бюджету, принятому в первом чтении. Мы будем делать все возможное, чтобы во втором чтении, которое запланировано на 14 ноября, ситуация хотя бы отчасти улучшилась, но не помню случая, чтобы второе чтение бюджета сильно отличалось от первого. Хотя бы по той простой причине, что основные параметры главного финансового документа страны, а именно доходы, расходы, дефицит или профицит, утверждаются по итогам первого чтения, и во втором чтении меняться не могут.

P.S. от редакции: Правительство подготовило около 900 поправок ко второму чтению проекта бюджета на 2025–2027 годы, многие касаются обеспечения обороны и военной операции. Средства в объеме 7 трлн рублей хотят перераспределить в рамках нацпроектов и других направлений.