По данным председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, 73 процента российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным, он составляет 2,5 миллиона человек, по экспертным данным — 4,5 миллиона. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве — механизаторов.
Возник дефицит не на пустом месте, у него есть три причины: грабительская приватизация и деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей. Например, сейчас мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем это было раньше.
При этом в стране слишком дешевая рабочая сила, сформировалась модель экономики с акцентом на эксплуатацию недорого труда, а не реальную модернизацию. Показатель — роботизация, в Южной Корее до пандемии на десять тысяч работников приходилось 710 роботов, в России — 4, после пандемии в Южной Корее — 1012, в России — 11. Лишь только когда резко стали расти доходы работников, бизнес стал проявлять интерес к роботизации.
Если говорить о доступности образования, то и тут есть вопросы. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профессионального образования составляло 6500, сейчас — 3200, раньше они финансировались из федерального бюджета, в настоящее время — из бюджета регионов. Все это привело к массовому сокращению таких учреждений, констатировал политик.
В советский период, кто шел в ПТУ и колледжи, две трети готовились стать рабочими, а одна треть — специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная — по рабочим специальностям и механизаторам 18,5 процента приходят, а 60,5 процента девятиклассников идут в профобразование, потому что просто не хотят сдавать ЕГЭ.
Когда была ликвидирована система начального профобразования и все профессиональное образование стало средним, сократилось количество направлений подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Сейчас 43 процента всех студентов СПО учатся за деньги, около 8 процентов — по рабочим специальностям. Поэтому необходимо такое образование сделать бесплатным.