Высшее образование для хорошистов предлагают сделать дешевле

Fбитуриенты, не добравшие баллы при поступлении в вузы, часто идут на платные отделения. Так, на коммерческой основе учатся и хорошисты, которым не хватило 1-2 баллов, так и махровые троечники. Сумму за обучение они перечисляют при этом одинаковую. Петербургский депутат Андрей Рябоконь считает это несправедливым. Он разработал поправки в федеральный закон об образовании с предложением сделать дифференцированную шкалу в зависимости от баллов ЕГЭ.

Изменения Рябоконь предлагает внести в статью 101 закона об образовании № 273-ФЗ, дополнив ее частью, что стоимость обучения по образовательным программам высшего образования на основании платных договоров должна устанавливаться дифференцированно в зависимости от результатов единого государственного экзамена поступающего. Порядок дифференциации при этом он предлагает оставить за кабмином.

С подобным предложением впервые депутат Андрей Рябоконь выходил около года назад, когда направил обращение к министру просвещения Сергею Кравцову с предложением рассмотреть идею. В Минпросвещения идею не оценили. Из департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников пришел ответ, в котором указано, что образовательные организации сами вправе принимать такие решения и закреплять их локальными актами. А обязывать их устанавливать такую дифференциацию нельзя, так как в России закреплен принцип автономии вузов. Кроме того, такое решение могло бы привести к негативным последствиям. 

Со своей стороны скажу, что в принципе не буду поддерживать инициативу, база которой опирается на систему ЕГЭ. Я многократно предлагал рассмотреть законопроект, чтобы единый госэкзамен был переведен в добровольный режим. Я считаю, что у выпускников должно быть право выбора между классическим экзаменом и ЕГЭ. Например, мой анализ показывает, что к настоящему гуманитарному образованию ЕГЭ отношения не имеет.

Кроме того, есть специальные исследования, по которым прямая связь между баллами ЕГЭ и успеваемостью студентов прослеживается только на первом курсе, а затем ослабевает. То есть от этого не зависит, станет студент прилежно учиться или будет дурака валять. Мы должны пересматривать базу подготовки школьников к обучению в вузе.