22 июля Государственная дума в первом чтении приняла поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации»», касающиеся повышения качества образования. В пояснительной записке указывается, что законопроект принят в рамках реализации поручения президента по итогам послания Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года. По мнению авторов документа, существующая ныне независимая оценка качества подготовки обучающихся в организациях, реализующих образовательные программы (НОКПО) не гарантирует высокого качества подготовки специалистов, поэтому в нее требуется внести изменения. С этой целью предлагается установить единый порядок осуществления НОКПО, наделив федеральные и региональные органы исполнительной власти полномочиями по проведению НОКПО и принятию решений по итогам этой процедуры – вплоть до лишения аккредитации тех образовательных организаций, которые не устранили недостатки, выявленные в случае повторной независимой проверки. В своей традиционной колонке первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин подвергает критике предлагаемые нововведения и приводит ряд аргументов, объясняющих его позицию.
– Как утверждают авторы законопроекта, он направлен на повышение качества отечественного образования и его независимую оценку. Выступая в Государственной Думе с требованием не принимать закон, я позволил себе несколько аргументов.
Первое.
Процитировал поручения президента по итогам послания Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года, в которых говорится о необходимости сокращения бюрократических процедур, связанных с оценкой знаний и качества образования. Авторы законопроекта предлагают прямо противоположное, причем ссылаясь на поручения Президента.
Второе.
Напомнил, что при проведении так называемой «бюрократической гильотины», то есть сокращения количества излишних правовых норм, Рособранадзор перешел к оценке качества образования, проверяя остаточные знания студентов по дисциплинам, изученным на предыдущих курсах. От результатов тестирования зависело продление аккредитации или ее отмена. Процедура стала более прозрачной, а жалоб на нее меньше.
Третье.
Вопреки новым правилам аккредитации, законопроект фактически восстанавливает бюрократическую процедуру, которая была до так называемой «гильотины». И теперь учебным заведениям придется вновь и вновь заполнять бумаги.
Четвертое.
Напоминаю, что у нас по закону «Об образовании» есть общественная аккредитация, профессиональная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, но все эти процедуры носят добровольный характер. В отличие от проверки качества, которую нам предлагают авторы законопроекта, утверждая, что она будет осуществляться «по собственному желанию». Помните, продавщица уволилась по собственному желанию директора магазина?
Вот ровно то же самое будет происходить теперь. Оценка качества образования называется независимой, но ее организуют все те же органы государственной власти. Какая же эта независимость?
Пятое.
В пояснительной записке написано, что закон не потребует дополнительного финансирования. Это значит, что оценку качества образования будут проводить за счет самих учебных заведений.
На мой прямой вопрос, во что это обойдется отдельно взятой школе, колледжу или вузу, внятного ответа не последовало.
Ну и наконец последнее.
Мы полагаем, что надо оценивать результаты образования прежде всего на выходе. Следовательно, если правительство заинтересовано повысить качество образования, оно может направлять независимых экспертов на государственные экзамены, на защиту дипломов в колледжи и вузы и при этом, соответственно, никаких новых бюрократических процедур не потребуется, но это почему-то никому не приходит в голову.
Единственное, что может слегка утешить – это обещание руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, что ко второму чтению школы под действие законопроекта не попадут. Тогда останется только профессиональное образование – колледжи и вузы. Собственно, ради этого законопроект и продвигался.
Законопроект был принят в первом чтении, будем смотреть, что можно сделать дальше. Закон, в случае его принятия, вступает в силу с 1 сентября 2025 года.