К концу года добавим позитива. Напомню, что в Госдуме находится подготовленный мною и внесенный группой депутатов фракции КПРФ законопроект «Об образовании для всех в течение всей жизни», который требует, чтобы учитель получал всё, что ему положено по указу президента № 597. То есть его зарплата должна быть не ниже средней по региону. Мы же еще добавляем — и по Российской Федерации в целом, чтобы уменьшить неравенство при работе на одну ставку, а не на две, как сейчас сплошь и рядом.
️ Системные проблемы образования лежат на поверхности:
1) Низкий социальный статус и низкие доходы. Согласно данным Высшей школы экономики (ВШЭ), 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды. При этом они работают не на одну ставку.
Например, в городе Омске, который я представляю, средняя нагрузка учителя 2,1 ставки. И они получают значительно меньше, чем средняя заработная плата по региону.
2) Нехватка кадров. По оценкам Центра непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), если бы школьные преподаватели работали с нормальной нагрузкой, то не хватало бы 250 тысяч учителей, а скорее больше.
Вот чем, на мой взгляд, должны заниматься депутаты. Причем решать проблему надо не силами отдельных регионов, а при помощи федерального бюджета.
Естественно, всё это требует серьезных затрат государства, и мы понимаем, что ситуация в стране с бюджетом сложная. Но хочу напомнить, что в период Великой Отечественной войны после Курской битвы с фронта снимали мужчин-учителей. И направляли их в школы для того, чтобы дети могли получить настоящее, в том числе мужское воспитание. Как говорят, «его пример другим наука».
Когда-то писатель Борис Васильев сказал, что перед Великой войной было сформировано поколение, о которое «разбилась крупповская сталь» — т. е. самое лучшее на тот момент времени. Вот для того, чтобы воспитать такое поколение, нужно обеспечить достойный статус учителя.
️ Я не думаю, что тогда экономическое положение страны было лучше. Но мы должны выстраивать приоритеты, не кормить банки и крупные корпорации льготами, а изыскивать средства на стратегический вопрос будущего страны.
Поэтому вариантов у нас только два: либо мы значительно повышаем статус учителя, а значит, качество образования. Либо экономическая стагнация и отставание от других стран.