Олег Смолин: «Нами подготовлено 4 законопроекта: один внесён два года назад, три других – весной текущего года. Первый законопроект, предполагающий радикальное реформирование ЕГЭ, предусматривает:
- Введение добровольности процедуры ЕГЭ. Мы обращаем внимание на то, что уже сейчас 6 категорий граждан имеют возможность поступать в высшие учебные заведения, минуя ЕГЭ, предполагаем расширить такую возможность и для тех, кому по каким-то причинам выгоднее другая процедура.
- Предлагаем исключить из системы ЕГЭ те предметы, которые очень трудно поддаются формализации, в частности – история, литература и обществознание. В общественных науках редко встречаются вечные истины, а закладывая это в жёсткую систему тестов, мы ставим в сложное положение ученика, который при устном экзамене может сказать, что есть разные позиции, а мне нравится такая.
Второй законопроект. Минобрнауки справедливо дал возможность сдавать экзамены в традиционной форме тем, кто окончил школу до 2009 года, но только на вечерние и заочные отделения вузов. Мы предлагаем разрешить поступать на этом же условии и на очные отделения тем, кто окончил школу, когда закон ещё не действовал. Это можно сделать даже и не законом, поскольку действующее законодательство позволяет Минобрнауке сделать это в рамках Правил приёма.
Третий законопроект, который мы внесли в Государственную Думу, предполагает освобождение от ЕГЭ тех, кто поступает в средние профессиональные учебные заведения. Напомню нашу Конституцию, где, согласно 43 статье, среднее профессиональное образование у нас общедоступно (значит без конкурсов и экзаменов) и бесплатно. Сложившаяся практика противоречит Конституции, пока, насколько мне известно, граждане не подавали в Конституционный суд, но если бы подавали, то она могла бы быть опротестована. Тем более, эти учебные заведения часто испытывают проблемы с набором абитуриентов.
Четвёртый законопроект, который мы внесли, предполагает право выбора – сдавать или не сдавать ЕГЭ – для выпускников вечерних, очно-заочных школ. Мы исходим из того, что не все эти люди будут поступать в вузы, если будут куда-то поступать, то многие – в ПТУ. Мы исходим из разговоров учителей и их аргументации, согласно которым престиж вечерней школы может быть значительно подорван, поскольку многим взрослым людям сложно будет сдавать ЕГЭ по существующей процедуре, поэтому мы хотели бы расширить эти возможности».