В соответствии с планами Минобразования в самое ближайшее время все образовательные учреждения будут переведены в статус автономных некоммерческих учреждений и затем полностью выведены за рамки бюджета в режим конкурсного финансирования и полной финансовой самостоятельности.
То есть директор школы станет менеджером учебной фирмы, работающей на свободном рынке.
Как сказано в обращении Сообщества учителей Завуч.Инфо к Всероссийскому родительскому собранию, из-за такого рода нововведений российская система обучения в средней школе в последнее время неуклонно движется к уровню образования, предлагаемого гражданам в отсталых странах. По мнению учителей, современная школа не готова в полной мере выступать в системе отношений «заказчик — исполнитель».
Учителя видят одну из главных проблем российского среднего образования в стремлении Минобрнауки «перекинуть» обязательства, прописанные в Конституции, на местный уровень и в целом сократить до минимума свои обязательства перед гражданами.
Не кажется ли вам, что государство в лице Минобрнауки в значительной степени самоустранилось от решения проблем средней школы? Допустимо ли переводить учебные заведения в режим работы, характерный, скорее, для бизнеса, чем для образования? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин убежден, что государство в лице Минобрнауки в значительной степени самоустранилось от решения проблем средней школы.
«Я глубоко убежден в том, что, внедряя в систему образования такого рода практику, Министерство образования хочет уйти от своих прямых обязанностей, о которых говорится в основном законе страны», — заявил депутат.
Парламентарий рассказал, что «сначала средняя школа была повешена целиком на бюджеты субъектов РФ, которые были намного беднее, чем федеральный бюджет». Затем, по его словам, федеральный бюджет дважды отказался выделять средства на повышение зарплаты учителям — в 2009 и 2010 годах. И в итоге, заключил депутат, в 2010 году реальная оплата труда учителей в среднем по России будет ниже, чем в 2008 году, «причем, в значительной степени». «При таких условиях, — отметил он, — не стоило бы следующий год объявлять «Годом учителя».
Политик напомнил, что «когда в 2006 году принимался закон об автономных учреждениях (АУ), многие предупреждали, что он представляет собой «интеллектуальную монетизацию» и по сути будет схож с № 122-ФЗ по своим отдаленным последствиям». По словам депутата, «сегодня возникает ощущение, что этот прогноз подтверждается, поскольку перевод образовательных учреждений в автономные не только отменяет гарантии бюджетного финансирования школ, детских садов, вузов и любого другого учебного учреждения, но и обнажает коррупционную составляющую данной идеи».
«Данное нововведение, — пояснил он, — даст чиновникам право решать: кого превращать в АУ, а кого нет, и, безусловно, они также будут определять, какое имущество разрешить продавать АУ, а какое не стоит».
Депутат рассказал, что он вносил в Госдуму закон, запрещающий превращать образовательные учреждения в автономные, однако правительство дало на законопроект отрицательный отзыв.
«Напоследок хотелось бы сказать, что в моем представлении директор школы не должен быть менеджером, прежде всего, он должен быть педагогом. Один мой бельгийский товарищ сказал: даже министр образования не должен быть министром финансов. Видимо, в России считают по-другому, поэтому и хотят превратить директора школы в финансиста. Это – гроб для настоящей педагогики», — подытожил Олег Смолин.