Депутаты фракции КПРФ требуют отмены 83-го Закона


Депутаты фракции КПРФ требуют отмены 83-го Закона

Олегом Смолиным совместно с коллегами – депутатами внесён в Думу очередной законопроект, который, согласно процедуре, будет рассмотрен в начале в соответствующем профильном комитете.

Проект

Вносится депутатами Государственной Думы

Г.А. Зюгановым; И.И. Мельниковым;
С.Н. Решульским; О.Н. Смолиным

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О признании утратившим силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Статья 1. Признать утратившим силу Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4209) за исключением подпункта «д» пункта 2 статьи 24, статей 25 и 29, пункта 2 статьи 33.

Статья 2. Признать утратившим силу пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4209).

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Президент Российской Федерации

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О признании утратившим силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Реализация настоящего законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета или других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона

«О признании утратившим силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Необходимость признания утратившим силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее «закона») обусловлена следующими ожидаемыми негативными последствиями его реализации:

1. Как признают руководители ряда комитетов Государственной Думы, закон фактически превращает бюджетные учреждения из некоммерческих организаций в коммерческие. Например, в Заключении Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству утверждается: «…закрепление в законе предлагаемого типа бюджетного учреждения размывает саму конструкцию учреждения, поскольку по объему предоставляемой ему правоспособности оно представляет собой фактически разновидность коммерческой организации».

Иначе говоря, в настоящее время главной задачей таких учреждений является предоставление гражданам социальных благ, а после вступления закона в силу их главным предназначением станет получение дохода. В результате качество так называемых услуг в образовании, медицине и культуре ещё более упадёт.

2. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения, поставленные перед необходимостью получать доходы, будут делать это прежде всего за счёт граждан. Другими словами, закон приведёт к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры платными услугами. Между тем, с точки зрения такого вытеснения, Россия и в настоящее время опередила все социальные государства Европы и большинство индустриально развитых стран вообще.

3.  Закон предполагает замену финансирования бюджетных учреждений финансовым обеспечением (в виде субсидий) выполнения ими государственных (муниципальных) заданий и разрешает им самостоятельно распоряжаться находящимся в их оперативном управлении движимым государственным (муниципальным) имуществом за исключением так называемого «особо ценного».

Поскольку чиновники будут определять, кому давать такие задания и в каком объёме, а кого их лишить, поскольку они же будут определять какое имущество отнести к особо ценному, кому разрешить продажу особо ценного имущества, есть все основания ожидать, что закон приведёт к росту коррупции в стране. Напомним: в международном рейтинге « Индекс восприятия коррупции», ежегодно представляемом Transparency International, в 2010 году Россия находится на 154-м месте среди 178 стран, переместившись на восемь пунктов вниз по сравнению с 2009 годом.

4. Распределение государственных заданий может быть использовано как средство для «реструктуризации» бюджетных учреждений. Учреждение, не получившее задания, окажется перед необходимостью ликвидации. Следовательно, в результате применения закона есть все основания ожидать массового закрытия учреждений образования, медицины и культуры. Причём не только на селе, но и в городе, где подобное закрытие стимулируется желанием «расчистить» земельные участки (например, для строительства элитного жилья и новых офисов). Очевидно, что со средины 2012 года этот процесс ускорится.

5. Ликвидация учреждений, переход с финансирования на финансовое обеспечение государственных заданий приведут к росту безработицы среди интеллигенции и работников бюджетной сферы вообще. Поскольку зарплата таких работников сравнима с пособием по безработице, экономия бюджета будет минимальной, а потери страны – значительными.

6. Вследствие вышеперечисленного закон приведёт к росту социального напряжения в стране. Поскольку негативные последствия закона обнаружатся не сразу, это напряжение вряд ли проявится взрывным образом, как было после принятия ФЗ № 122 от 22.08.2004 года (о «монетизации»), но будет накапливаться постепенно, создавая потенциальные и трудно прогнозируемые угрозы.

7. Есть все основания полагать, что закон приведёт к дальнейшему ухудшению показателей России в международных рейтингах развития человеческого потенциала. Напомним: даже в 1990-м году по ИРЧП страна занимала 32-е место, в 1999-м – 55-е, а, согласно последнему Докладу, оказалась на 71-м. Это ставит под сомнение любые программы модернизации.

Следует заметить, что серьезную озабоченность в связи с принятием закона (еще на стадии законопроекта) высказали многие общественные объединения. После первого чтения появились критические замечания влиятельных организаций, включая ФНПР, ЦК профсоюза работников образования и науки, Российского союза ректоров, выраженные в форме предложений по доработке законопроекта.

Так, Председатель ФНПР М.В. Шмаков 4 марта 2010 года подписал письмо на имя Председателя Госдумы Б.В. Грызлова с предложением «направить проект федерального закона № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и провести совместно с заинтересованными сторонами (прежде всего потребителями и производителями государственных и муниципальных социальных услуг) экспертизу социально-экономических последствий реализации его положений».

Председатель профсоюза работников образования и науки Г. Меркулова направила письмо от 11.03.2010 № 39 в адрес заместителя Председателя Комитета по образованию Государственной Думы О.Н. Смолина. В ее письме говорилось:

«Принципиальные замечания и предложения по тексту законопроекта касаются рисков и проблем, связанных с изменением порядка и условий финансового обеспечения деятельности нового типа учреждения – бюджетного учреждения. Кроме того, представляются важными вопросы обеспечения государственных гарантий реализации конституционного права на образование, тревогу вызывают также неурегулированные вопросы, связанные с обеспечением социальных гарантий работников различных типов учреждений».

Позднее, на рубеже марта – апреля 2010 г., сначала в Интернете, а затем в электронных и печатных СМИ стала разворачиваться активная кампания агитации против законопроекта, которая особенно усилилась после его подписания Президентом Российской Федерации 8 мая 2010 года.

Открытые обращения к президенту и иные аналогичные документы были обнародованы в частности:

  • Международной ассоциацией трудящихся (Российская секция), Межрегиональным объединением профсоюзов РФ, Сибирской конфедерацией труда;
  • Межрегиональным общественным движением «Народный собор»;
  • клубом профессоров Алтая и алтайского философского общества;
  • работниками бюджетной сферы Шадринска;
  • членами гражданского литературного форума;
  • Общественным движением «Московские родители»;
  • инициативной группой педагогов России;
  • группой пермских гражданских организаций;
  • общественным движением «Образование – для всех».

Несколько организаций даже объявили о создании Всероссийского родительского чрезвычайного комитета.

15 мая, в Международный день семьи, акции протеста против закона, прозванного в просторечии законом «об АУ, БУ и КУ», прошли более чем в 20 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Барнаул, Саратов, Томск, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Ульяновск, Киров, Воронеж, Тамбов, Архангельск, Самару и др.

Настроения большинства российского общества относительно принятого закона выражены в результатах социологического опроса, проведённого Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) 21–25 мая 2010 г. в 128 населённых пунктах 46 регионов страны и имеющего статистическую погрешность не более 3,4. Эти результаты показывают: большинство опрошенных граждан убеждены, что закон приведет к ухудшению качества бесплатных услуг и никак не скажется на платных. Вот как распределились ответы на соответствующие вопросы.

Как Вы думаете, каким образом расширение объёма платных услуг, предоставляемых каким-либо медицинским или образовательным учреждением, скажется на качестве бесплатных услуг, которые оказываются этим учреждением?

  • это приведет к улучшению качества бесплатных услуг – 7%; 
  • это приведет к ухудшению качества бесплатных услуг – 54%; 
  • никак не скажется на качестве бесплатных услуг – 29%;
  • затруднились ответить – 10%.

Как, по Вашему мнению, расширение объёма платных услуг, предоставляемых каким-либо медицинским или образовательным учреждением, скажется на качестве этих платных услуг?

  • это приведет к улучшению их качества – 13%; 
  • это приведет к ухудшению их качества – 25%; 
  • никак не скажется на их качестве – 45%; 
  • затруднились ответить – 17%.

Закономерно предположить, что реализация закона увеличит общее недовольство граждан своим социальным положением, а значит, и недовольство властями. При отсутствии официальных каналов выражения такого недовольства с достаточной вероятностью можно предсказать его стихийные проявления, не укладывающиеся в действующее законодательство.

Реализация предложенного законопроекта не потребует внесения изменений в действующее законодательство, финансовых затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет поддержано гражданским обществом.

Из истории обсуждения 83-го Закона в Думе.

temp_anons:
Олегом Смолиным совместно с коллегами – депутатами внесён в Думу очередной законопроект, который, согласно процедуре, будет рассмотрен в начале в соответствующем профильном комитете.