1 декабря 2010 года исполнилось 15 лет со дня основания Московского экономико-финансового института, одного из первых негосударственных образовательных учреждений России. Олег Николаевич поздравил юбиляра.
Бесплатное высшее образование в России уже и сегодня предоставляется в объеме гораздо меньшем, чем в Германии или Франции. У нас только треть студентов учится на бюджетных местах, примерно как в США и в Великобритании. Но там существует система образовательного кредитования, которой в России практически нет. Мы вообще очень плохо представляем себе, что происходит в мире. Я неоднократно бывал в США и достоверно знаю, что более 90% детей учатся там в бесплатных муниципальных школах с бесплатными учебниками….
В феврале мы получили оперативным путем тот самый список из 113 российских вузов, которые Рособразование предполагало ликвидировать. Всего в ведении федерального агентства 344 вуза, и из них 113 оно планировало реформировать путем слияния «ужа и ежа». Причем, список был чудный. В Новосибирске, например, центр педагогического образования предполагалось сделать на базе архитектурно-строительного университета. Аналогичная ситуация была в Ульяновске и во многих других городах….
Я полагаю, что в образовании, как в жизни, хорошо то, что по согласию. А все, что идет через насилие, это плохо. Хотите реструктуризировать, будьте добры, убеждайте коллективы вузов, объясняйте, кто и что от этого объединения выиграет. Приводите аргументы. Я лично не слышал ни одного аргумента в пользу механического присоединения педагогических университетов к классическим. Я понимаю, когда речь идет о каком-то совсем слабом вузе, то объединение может привести к повышению уровня науки. А все остальные доводы – только в минус. Чиновники нам говорят: молодые учителя не идут в школу и виноваты в этом педуниверситеты. Друзья, зачем смешить народ? Как только Валентина Матвиенко подняла среднюю зарплату учителей в Санкт-Петербурге до уровня чуть ниже среднегородского, все рванули в школу, и возникла проблема трудоустройства выпускников педвузов. Кто мешает сделать это в других регионах?
Вот и предыдущая администрация ХМАО вознамерилась было присоединить сильный, один из самых лучших в этом автономном округе Сургутский педагогический университет к более слабому классическому университету. Ректор педвуза заняла жесткую, но при этом конструктивную позицию, я оказал прямую поддержку педагогическому университету, и сейчас угроза принудительного присоединения сильного к слабому ликвидирована. Удалось убедить и Рособрнадзор, и нового губернатора ХМАО. В этом смысле я всегда стараюсь придерживаться лозунга шестидесятников: будь реалистом – требуй невозможного. И тогда все станет возможным.
Вместе с тем мы всегда готовы рассматривать альтернативные варианты. Один из вариантов – это создание в России электронных университетов. Никого при этом не придется ликвидировать. Электронный университет надстраивается сверху, объединяя ресурсы с помощью информационных технологий. И такой вариант был бы реальным шагом вперед по пути реформы высшего образования.
О негосударственных учебных заведениях.