Актовый зал Омского юридического института был полон. На общественные слушания «Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ», посвящённые обсуждению официального и альтернативного проектов базового закона об образовании, приехали педагоги даже из отдалённых от Омска районных центров.
Это были воспитатели детских садов, учителя сельских и городских школ, представители школьной администрации и профсоюзной общественности, депутаты Законодательного собрания области, Омского городского Совета, районных и поселковых советов, ректоры, студенты, родители.
С основным докладом выступил депутат Государственной Думы, ныне избранный туда по списку КПРФ, а до этого избиравшийся по одномандатному избирательному округу омичами, заместитель председателя парламентского Комитета по образованию Олег Николаевич Смолин. Он обратил внимание собравшихся на розданную таблицу со сравнительным анализом федерального и альтернативного законопроектов об образовании и сообщил, что относительно положений официального законопроекта «только по восьми из 44-х позиций у нас совпадает мнение с правительством».
Олег Николаевич обозначил те позиции, по которым общественное движение «Образование – для всех» считает несостоятельным правительственный законопроект. «Из него непонятно, каким будет бюджет образования? Правительство молчит. Наш ответ предельно прост. Мы из международного опыта знаем, что ни одна страна не смогла провести модернизацию, если она тратила на образование меньше 7% от валового внутреннего продукта. Именно такими были наши расходы в 1970 году, по данным мирового банка, в 50-е годы даже 10%, и такие расходы имеют те страны, которые действительно намерены модернизироваться».
Он отметил, что «во всем мире учреждения образовательной сферы не платят или почти не платят налоги, но у нас правительство с 2002 года обложило эту отрасль налогами, что мы считаем дикостью».
Уже более десятка лет Смолин на всех уровнях обращает внимание властей на недопустимо низкий статус педагогического работника, без изменения которого невозможно реализовать президентский проект (если только это не одни слова) «Наша новая школа».
«Правительственный законопроект об этом не говорит ничего. Наш законопроект требует, чтобы заработная плата педагогических работников была выше средней заработной платы по стране и даже выше, чем в промышленных отраслях народного хозяйства. Это соответствует мировой практике», – сказал докладчик.
Доклад депутата – ведущего эксперта в области образования и соавтора двух предыдущих законов об образовании – 1992 года, который Европейская ассоциация образовательного права, ЮНЕСКО признавали одним из лучших в мире, и закона 1996 года, сделавшего шаг вперёд в этом направлении, положил начало дальнейшему бурному обсуждению. Чувствовалось, что у людей накопилось.
Заместитель директора школы Надежда Анатольевна Елпакова и воспитатель детского сада Ольга Евгеньевна Морозова, учитель истории Елена Михайловна Николаева и профессор Омского государственного университета Борис Иванович Осипов выплёскивали боль по поводу увеличения преподавательской нагрузки и следующим за этим скрытым снижением заработной платы, о том, что учёным за свои деньги приходится публиковать научные труды, и о зарплате учителя на уровне безработного. Говорили о размытости формулировок правительственного законопроекта, даже имеющихся в нём грамматических ошибках, выступали против подушевого финансирования и за сохранение традиционной русской школы с её принципами университетской культуры. В общем, не хватало в этом разговоре только одного – ушей, если не президента и премьера, привыкших к заранее заготовленным вопросам, то хотя бы руководителей образования области и города, которые не сочли нужным посетить сей представительный форум.
Кульминацией обсуждения стало выступление учителя Петропавловской средней школы Муромцевского района Омской области, депутата Муромцевского райсовета, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года–2005» Александра Витальевича Рахно. По примеру широко известного иракского журналиста, запустившего ботинком в Буша-младшего, он продемонстрировал снятый с ноги ботинок, пригрозив им нынешнему министру образования РФ, если тот не остановится и не уйдёт со своего поста.
Вначале уважаемый педагог сообщил, что его зарплата упала до пяти с половиной тысяч, а потом вступился за директоров школ, среди которых «скоро не останется несудимых». К примеру, в одном из северных районов Омской области директору школы предписали до февраля (и это при температуре воздуха -30 и выше!) установить металлический забор по периметру образовательного учреждения. Воистину, чиновничья глупость не знает пределов!
Итогом обсуждения стало широко поддержанное предложение «Министра образования Андрея Фурсенко – в отставку!» и единогласно принятые РЕКОМЕНДАЦИИ общественных слушаний:
Рассмотрев концептуальные основы двух проектов федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участники общественных слушаний – депутаты, представители органов власти и местного самоуправления, руководители и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, представители родительских, студенческих и иных общественных объединений, а также политических партий отмечают следующее.
Законопроект Министерства образования и науки РФ предполагает продолжение курса современной образовательной политики, которая уже привела и будет приводить в дальнейшем к понижению интеллектуального и человеческого потенциала страны.
Напротив, законопроект, подготовленный Общественным движением «Образование – для всех» совместно с фракцией КПРФ в Госдуме, по сравнению с проектом Минобрнауки, значительно расширяет права человека в области образования, повышает уровень финансовой и социальной поддержки образовательной системы и участников образовательного процесса. Тем самым он предполагает действительную модернизацию образования, способную стать базой для научно-технологического и социального прорыва, для движения России по направлению к «обществу знаний».
В связи с этим участники общественных слушаний:
1. Поддерживают концепцию законопроекта, подготовленного общественным движением «Образование – для всех» совместно с фракцией КПРФ в Госдуме и рекомендуют, с учетом высказанных замечаний и предложении, внести разработанный на основе данной концепции законопроект в Государственную Думу ФС РФ.
2. Рекомендуют Правительству Российской Федерации:
дать положительное заключение на проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подготовленный общественным движением «Образование – для всех» совместно с фракцией КПРФ в Госдуме.
3. Правительству Российской Федерации и депутатам Государственной Думы ФС РФ:
в обязательном порядке включить в будущий закон «Об образовании в Российской Федерации» положения, предусматривающие:
- повышение расходов на образование из консолидированного бюджета РФ не менее чем до 7% от объема ВВП в РФ;
- повышение расходов на высшее образование из федерального бюджета не менее чем до 5% от расходной части федерального бюджета;
- введение нормативного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение должно получать по смете независимо от количества обучающихся, а остальные средства – по подушевому принципу;
- финансирование затрат родителей на обучение детей в негосударственной школе по нормативам, установленным для государственных школ;
- финансирование аккредитованных негосударственных профессиональных образовательных учреждений на основе государственных заданий;
- освобождение от налогообложения всех доходов образовательных учреждений, реинвестируемых в образовательный процесс;
- возможность получения всеми нуждающимися студентами образовательного и социального образовательного кредитов. При этом ставка по таким кредитам должна быть установлена на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ, а срок его погашения – не менее 20 лет. Условием погашения кредита должно быть наличие у выпускника зарплаты не менее 300 тыс. руб. в год;
- введение в структуру государственных образовательных стандартов требований к содержанию основной образовательной программы;
- создание Российской Федерацией, субъектами РФ электронных СМИ, специально предназначенных для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Право на государственную поддержку негосударственных электронных СМИ, реализующих образовательные программы для населения;
- обеспечение возможности использования информационных, телекоммуникационных и (или) электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе применительно к дистанционному обучению.
Принятие государственной программы развития электронного обучения и информационных образовательных технологий, включая:
– бесплатный ноутбук – каждому студенту из семей с доходом ниже двух прожиточных минимумов по РФ в целом, а также из числа инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей,
– дешевый и высокоскоростной Интернет – каждому обучающемуся;
- установление средних ставок педагогических работников образовательных учреждений выше средней заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства;
- установление зарплаты мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования (НПО) на уровне работников аналогичной квалификации в соответствующих отраслях народного хозяйства данного региона;
- установление средних ставок педагогических работников средних специальных учебных заведений (ссузов) не ниже 150% от средней зарплаты в производственных отраслях народного хозяйства;
- установление средних ставок педагогических работников вузов на уровне не ниже двух средних заработных плат в производственных отраслях народного хозяйства;
- установление пенсионного обеспечения и иных социальных гарантий для педагогических работников на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих;
- введение размера компенсации родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях на первого ребенка – 40%, на второго ребенка – 70%, на третьего и последующих детей – 100% родительской платы;
- установление компенсации затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях в размере средних затрат в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях данного региона. Федеральный бюджет должен софинансировать данные выплаты по принципу 50:50;
- запрещение конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы на ступени начального и основного общего образования;
- установление числа детей в классе не более 20 человек;
- финансирование малокомплектной сельской школы вне зависимости от количества учащихся;
- сохранение в полном объеме коммунальных льгот для сельских педагогов, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов;
- проведение итоговой аттестации в школе в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов. Желающие выпускники вправе сдавать ЕГЭ. Тестирование может применяться для текущего контроля знаний;
- сохранение начального профессионального образования как особого образовательного уровня и учреждений НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно;
- сохранение льгот при поступлении в высшие учебные заведения, в т.ч. для детей-сирот и инвалидов. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ, СПбГУ и некоторые другие вузы по отдельным специальностям;
- гарантии финансирования за счет Федерального бюджета высшего образования не менее 260 студентов на 10 тыс. населения;
- сохранение существующей структуры видов высших учебных заведений: институт, академия, университет, федеральный университет, исследовательский университет;
- добровольность участия в болонском процессе. Право выбора между образовательными программами бакалавриата и «специалитета» должно быть сохранено за вузами, а право выбора траектории обучения – за студентами;
- установление социальной стипендии учащихся профессиональных учебных заведений в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне прожиточного минимума по Российской Федерации в целом;
- установление академической стипендии студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне 80% от прожиточного минимума по Российской Федерации в целом;
- установление академической стипендии студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне 60% от прожиточного минимума по Российской Федерации в целом;
- установление академической стипендии учащихся системы НПО в государственных (муниципальных) учебных заведениях на уровне 40% от прожиточного минимума по Российской Федерации в целом;
- софинансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50. При этом финансирование из федерального бюджета должно составлять не менее 25 руб. в день в расчете на одного учащегося;
- финансирование учредителем питания учащихся в профессиональных государственных (муниципальных) учебных заведениях из расчета 3% прожиточного минимума в соответствующем регионе в день;
- гарантии реализации права на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для детей, студентов и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, на бесплатной основе;
- установление равного положения работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий. Равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий;
- сохранение действующей нормы о распространении прав и обязанностей учреждений дополнительного образования, предусмотренных законодательством, на общественные объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность;
- гарантии создания специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение.
4. Средствам массовой информации:
содействовать максимально широкому информированию граждан о двух концепциях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Организовать обсуждение этих концепций в информационном поле.
5. Педагогическим, родительским, молодежным, ветеранским и иным общественным объединениям:
- провести обсуждение основных проблем современной отечественной образовательной политики, включая концепции двух проектов федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- мнение по поводу двух концепций законопроекта направлять Президенту РФ, председателю Правительства РФ, главам палат Федерального Собрания РФ, в профильные комитеты палат Федерального Собрания РФ, а также во фракцию КПРФ в Госдуме на сайт http://kprf.ru и на сайт: http://smolin.ru.