В день похорон Виктора Ивановича Илюхина много говорили справедливого, при этом главными мотивами были «прокурор», «профессионал», «юрист», а я думаю, что теперь надо было бы к этому добавить «правозащитник» и «последний герой».
С Виктором Ивановичем Илюхиным мы проработали 15 лет, с 1996 года, я нередко обращался к нему по тем или иным человеческим проблемам, когда эти проблемы были связаны с правоохранительными органами. К слову сказать, из тех, кто приходит на депутатские приёмы, 2/3 жалуются на тех, кто обязан охранять право, а на самом деле охраняют власть от права.
Однажды мы пришли в кабинет Виктора Ивановича по очередному делу, и весь стол был у него уложен пачками бумаг вот с этими самыми человеческими проблемами. То есть, человек, который был прокурором для власти, для криминала, тот же самый человек превратился в правозащитника для обычных людей.
В отличие от войн и революций, в смутные времена обычно проявляются человеческие слабости, это касается даже очень сильных людей. Виктор Илюхин – исключение. В 1991 году он попытался возбудить уголовное дело против Михаила Горбачёва, и был немедленно уволен из прокуратуры. В 1996 году он был одним из инициаторов принятия постановления об отмене Беловежских соглашений, и едва это не закончилось переворотом: Борис Ельцин готов был разогнать Вторую Государственную Думу, как он разогнал Верховный Совет. Тогдашний вице-премьер, министр внутренних дел Анатолий Куликов уговорил Ельцина не делать этого во второй раз, поскольку постановление Думы, осуждающее Беловежские соглашения, не означало формального разрыва таких соглашений.
В третий раз Виктор Илюхин едва не стал причиной репрессий со стороны Бориса Ельцина, когда он подготовил проект постановления об освидетельствовании президента страны на предмет его состояния здоровья. Тогда Олегом Морозовым было подготовлено альтернативное постановление о предоставлении медицинских документов. Согласно достоверной информации, Ельцин опять бушевал, кричал, что всех разгонит, но после принятия версии постановления Морозова, всё улеглось.
История номер четыре. Виктор Илюхин возглавил комиссию по подготовке материалов по импичменту президента Ельцина в 1999 году. Не хватило нам тогда для импичмента 16 голосов, возможно история могла пойти существенно другим путём. Поскольку голосов не хватило, сняли Евгения Примакова, началась чехарда, которая завершилась приведением к власти Владимира Путина.
Ну, и наконец, последняя история – резкое выступление Илюхина на процессе военного трибунала Общероссийского офицерского собрания по делу о противоправной и разрушительной деятельности В. Путина.
Он был редким исключением из человеческого состава политических лидеров эпохи смуты и, если бы я был уполномоченным по правам человека, я бы дал ему медаль за защиту прав простого человека, не облечённого ни богатством, ни властью. Я считаю, что Виктор Илюхин вполне заслужил звание Последнего Героя Советского Союза, потому что он защищал нашу общую Родину (мы все родились в Советском Союзе, кому больше 20-ти лет). Это огромная потеря для страны, для людей, для партии: он был одной из составляющих бренда КПРФ. И выступая на церемонии прощания, все, даже его политические противники, признавали, что это был человек чести.
Я думаю, что Виктор Илюхин уже вошёл в историю и вышел из неё достойно, до конца защищая свою страну.
Что касается версий его гибели, ухода, то их две. Официальная – обширный инфаркт, говорят ему стало плохо ещё в четверг, 17 марта, во время записи передачи «Народ хочет знать», но потом он пришёл в себя и свободно общался в пятницу. Другая версия – политическая. На расследовании которой настаивает руководство КПРФ. Она связана с политической деятельностью Илюхина, с обвинениями, которые он выдвинул против тех, кто подрывает обороноспособность нашего государства. Какая версия справедлива, покажет объективное расследование, но в любом случае, как говорится в стихах, написанных одним ярославским поэтом, Виктор Илюхин не умер, он погиб на посту.