В адрес О. Смолина и его рабочей группы по разработке альтернативного проекта закона об образовании в РФ приходят письма поддержки и экспертные заключения. Вместе с тем, на законопроект Минобразования получено невиданное количество отрицательных отзывов.
Отказал в безоговорочной поддержке правительственного варианта закона и Комитет по образованию Совета Федерации.
Комитет Совета Федерации по образованию и науке
Рекомендации парламентских слушаний на тему «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
17 марта 2011 года г. Москва
Участники парламентских слушаний, рассмотрев и обсудив представленный для общественного обсуждения проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подчеркивают актуальность и важность его разработки для создания благоприятных условий по реализации гражданами России права на образование.
В настоящее время правоотношения, складывающиеся в сфере образования, регулируют Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Закон «Об образовании» выполнил важную социальную функцию: позволил защитить отечественную систему образования и обеспечить ее работоспособность. Однако большой объем ведомственных нормативных правовых актов выявил недостаточность законодательных механизмов регулирования отношений в этой области. Возникла проблема коллизионности законодательства об образовании.
За период действия указанных законов в них были внесены многочисленные изменения. Следствием этого стали внутренняя противоречивость федерального законодательства об образовании, гипертрофированность и непоследовательность системы подзаконных нормативных правовых актов, декларативность норм, не подкрепленных правовыми механизмами реализации, правовые пробелы, мешающие развитию системы образования.
Кроме того, всестороннее реформирование образовательной системы – апробация и внедрение новых содержания и технологий обучения, форм и механизмов организации образовательной деятельности – обозначило отставание правового регулирования отношений в сфере образования от ее потребностей.
Все вышеизложенное является свидетельством того, что назрела необходимость в разработке и принятии нового законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования.
Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» должен определить принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности отношений в системе образования, правовые режимы, действующие на каждом ее уровне, и правовые механизмы, позволяющие эффективно применять соответствующие нормы на практике.
Разрабатываемый проект федерального закона призван стать основополагающим законодательным актом в сфере образования. Обеспечивая стабильность и преемственность в развитии законодательства об образовании, законопроект направлен на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.
Общественные дискуссии, в том числе Интернет-обсуждение, показали, что текст законопроекта вызывает много вопросов и нуждается в доработке. Среди замечаний выделяются следующие:
- недостатки понятийного аппарата;
- недостаточная разработанность положений, регулирующих элементы учебного процесса, их стандартизацию и нормирование, устанавливающих механизм обеспечения доступности и качества образования, определяющих объем и порядок реализации академических прав и свобод, а также социально-трудовых прав и гарантий в сфере образования;
- неясность новой типологии образовательных организаций, включая отсутствие в типологии высших учебных организаций академий и профильных университетов;
- необходимость доработки главы, определяющей статус педагогических работников;
- недостаточная проработанность вопросов функционирования сельских малокомплектных школ;
- отсутствие такой социальной гарантии для студентов, как социальная стипендия;
- отсутствие четких механизмов финансового обеспечения образовательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в рамках государственного (муниципального) задания;
- необходимость доработки положений, связанных с определением порядка лицензирования образовательной деятельности;
- недостаточная урегулированность вопросов электронного образования и дистанционного обучения и др.
Признавая актуальность и объективную необходимость принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для формирования в Российской Федерации эффективной системы образования, участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
Комитету Совета Федерации по образованию и науке обобщить поступающие из субъектов Российской Федерации, от образовательных учреждений и общественных организаций замечания и предложения и направить их в Министерство образования и науки Российской Федерации для доработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Министерству образования и науки Российской Федерации:
- Доработать проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с учетом представленных замечаний и предложений.
- Повторно провести всенародное общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» после его доработки.
Председатель Комитета Ю.Н. Солонин
В адрес О. Смолина и его рабочей группы по разработке альтернативного проекта закона об образовании в РФ приходят письма поддержки и экспертные заключения. Вместе с тем, на законопроект Минобразования получено невиданное количество отрицательных отзывов.