Мы представляем вам Концепцию нового законодательства о социальной защите инвалидов и надеемся услышать ваши мнения и предложения. Концепция имеет три основных точки опоры.
Первая точка – Конвенция о правах инвалидов. Поскольку Конвенция документ рамочный, из нее в готовом виде трудно заимствовать какие-то нормы, но зато можно взять принципы и подходы.
Вторая точка – Закон «О социальной защите инвалидов» в первоначальной редакции, до того, как он был испорчен законом о «монетизации». Напомню, этот закон был принят в 1995 году, был не худшим в Европе, базировался на опыте нашей страны и на передовом европейском опыте, и был вполне качественным. Причем, подчеркиваю, закон о «монетизации» не только ликвидировал массу льгот, но он ещё и искорежил саму концепцию Закона «О социальной защите инвалидов», я имею в виду печально знаменитую концепцию социальной поддержки инвалидов, в зависимости от так называемой степени ограничения способностей к трудовой деятельности.
Третья точка опоры – многочисленные предложения людей с инвалидностью, родителей детей-инвалидов, работающих людей с инвалидами, короче, самих инвалидов и друзей инвалидов мы попытались учесть в нашей Концепции изменений в законодательство. Насколько нам это удалось, судить вам. Мы сегодня её вам представляем. Замечания и предложения просим направлять по адресу educate-lex@gmail.com.
Сравнительный анализ проекта федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с действующим законодательством (Концепция)
№ п/п
|
Правовая позиция
|
Действующее законодательство
|
Законопроект
|
1.
|
Понятие инвалидности.
|
Нормы отсутствуют.
|
Инвалидность – связанные с нарушениями или утратой функций организма социальные барьеры (препятствия) в формировании, развитии и реализации способностей и потребностей человека. Соответствует подпункту «е» преамбулы Конвенции ОНН о правах инвалидов (далее — Конвенция).
|
2.
|
Понятие «инвалид».
|
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Комментарий: Ограничение жизнедеятельности выступает как причина инвалидности, а не как следствие ее. Противоречит Конвенции о правах инвалидов.
|
Инвалид – лицо со стойкими нарушениями здоровья, приводящими к ограничению функций организма (физическим, психическим, интеллектуальным, сенсорным, языково-речевым нарушениям), которые при взаимодействии с социальными и иными средовыми барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (формированию, развитию и реализации его способностей и потребностей). Комментарий: Соответствует Конвенции о правах инвалидов п. «е» преамбулы. Ограничение жизнедеятельности рассматривается как следствие инвалидности, а не как причина ее.
|
3.
|
Определение группы инвалидности.
|
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Комментарий: Зависит от степени ограничения жизнедеятельности, что приводит к снижению мотивации инвалидов эти ограничения преодолевать, поскольку достижения инвалида в реабилитации угрожают потерей средств к существованию, лишению пенсии, пособий и т.д.
|
В зависимости от степени ограничения (нарушения) функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Комментарий: Зависит только от степени ограничения (нарушения) функций организма.
|
4.
|
Понятие социальной защиты инвалидов.
|
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер…, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Комментарий: Определение исходит из того, что у инвалида ограничены или утрачены способности, а социальная защита направлена на устранение или компенсацию таких ограничений.
|
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер…, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений функций организма и направленных на полное и эффективное участие их в жизни общества наравне с другими гражданами. Комментарий: Авторы законопроекта полагают, что преодолению или замещению (компенсации) подлежат не способности инвалида, а ограниченные или утраченные функции организма, которые в сочетании с социальными и иными средовыми барьерами препятствуют в реализации или приобретении способности.
|
5.
|
Понятие медико-социальной экспертизы.
|
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Комментарий: Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (способностей), которые не могут быть объективно оценены и между которыми и стойким расстройством здоровья нет прямой связи, что приводит к произволу со стороны комиссий мсэ.
|
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений функций организма и их взаимодействия с социальными и иными средовыми барьерами. Комментарий: Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения функций организма, которые могут быть объективно оценены медицинскими методами.
|
6.
|
Понятие реабилитации инвалидов.
|
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Комментарий: Реабилитация понимается как восстановление способностей.
|
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления или компенсации нарушенных функций организма, а также создания условий преодоления инвалидами социальных и иных средовых барьеров, препятствующих их жизнедеятельности. Реабилитация инвалидов направлена на обеспечение условий наиболее полного и эффективного участия инвалидов в жизни общества наравне с другими, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Комментарий: Реабилитация понимается как восстановление или компенсация ограниченных функций организма, а также создание условий для преодоления барьеров, препятствующих реализации способностей.
|
7.
|
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
|
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. См. комментарий к предыдущей позиции.
|
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, преодоление социальных и иных средовых барьеров. См. комментарий к предыдущей позиции.
|
8.
|
Получение инвалидом ИПР.
|
Нормы в законе отсутствуют, но в соответствии с подзаконными актами инвалидам приходится без объективной необходимости проходить всех врачей и часто переосвидетельствование во мсэк.
|
Устанавливается, что инвалид может получить ИПР без переосвидетельствования, в том числе через представителя по документам, имеющимся во мсэк или представленным инвалидом.
|
9.
|
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов.
|
Нормы отсутствуют.
|
В частности устанавливается, что государство использует экономические меры (освобождение от налогообложения, целевые субсидии и т.д.) в целях стимулирования и оказания поддержки равноправному участию инвалидов в жизни общества. В соответствии с Конвенцией ОНН о правах инвалидов (ст.ст. 3, 4 и 5) устанавливаются следующие принципы государственной политики в области социальной защиты инвалидов: — недискриминация; — максимально широкое участие самих инвалидов в формировании и реализации государственной политики, в принятии решений, затрагивающих их интересы («ничего для нас – без нас»); — обеспечение полноценного и эффективного участия инвалидов в жизни общества; — максимально широкая интеграция (инклюзия) инвалидов в жизнь общества; — поощрение собственной активности инвалидов в реабилитации и участии в жизни общества; — полная информация общества о проблемах инвалидности и жизни инвалидов; — обеспечение достойного жизненного уровня инвалидов; — государственная поддержка научных исследований по проблемам инвалидов и инвалидности; — государственная поддержка общественных объединений инвалидов; — сотрудничество государства, объединений работодателей и общественных объединений инвалидов в сфере занятости и условий труда инвалидов.
|
10.
|
Квотирование рабочих мест для инвалидов.
|
Процент квотирования от 2 до 4 устанавливается законом субъекта РФ для организаций с численностью работников более 100 человек.
|
Для организаций с числом работающих более 30 человек, законами субъектов РФ устанавливается квота не менее 3 процентов.
|
11.
|
Выплаты работодателями за отказ принимать на работу инвалидов в рамках установленной квоты.
|
Нормы отсутствуют.
|
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в бюджеты субъектов Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
|
12.
|
Возможные альтернативы квотированию рабочих мест.
|
Нормы отсутствуют.
|
Возможно стоит рассмотреть вопрос о замене квотирования рабочих мест позитивным стимулированием работодателей, например, возвратом уплаченных за инвалида взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уменьшением налога на прибыль на сумму затрат на создание рабочих мест и (или) особых условий труда для инвалидов. Как возможная реализация пп. “h” п. 1 ст. 27 Конвенции.
|
13.
|
Гарантии занятости в госсекторе.
|
Нормы отсутствуют.
|
Для государственных организаций устанавливается квота для приема на работу инвалидов менее 5 процентов в от числа работающих (штата). Реализует пп. “g” п. 1 ст. 27 Конвенции.
|
14.
|
Льготы по оплате жилья.
|
Установлены только для государственного и муниципального жилищного фондов.
|
Для инвалидов, семей с детьми инвалидами или инвалидами с детства, независимо от того в каком жилищном фонде они проживают, устанавливаются компенсации в размере не менее 50% платы за жилье в государственном или муниципальном фондах.
|
15.
|
Льготы по коммунальным платежам для семьи инвалида с детства.
|
Отсутствуют.
|
Установлены также как и для семьи ребенка-инвалида (т.е. не менее 50%).
|
16.
|
Льготы инвалидам по улучшению жилищных условий.
|
Нормы отсутствуют.
|
Вносится изменение в Жилищный кодекс РФ, устанавливающее право инвалидов на первоочередное улучшение жилищных условий. Как реализация пп. “d” п. 2 ст. 28 Конвенции.
|
17.
|
Внеочередное предоставление жилья детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенными попечительства родителей, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания.
|
Только если ИПР предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
|
Это условие исключается в целях недопущения произвола чиновников.
|
18.
|
Льготы на проезд на городском и пригородном транспорте.
|
Нормы отсутствуют.
|
Дети — инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми — инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида.
|
19.
|
Льготы на проезд на междугородном транспорте.
|
Нормы отсутствуют.
|
Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям — инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида. Детям — инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. Допускается денежная компенсация указанных льгот по желанию инвалида.
|
20.
|
Обеспечение инвалидов транспортными средствами.
|
Нормы отсутствуют.
|
Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети — инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Инвалидам, родителям детей — инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств. Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.
|
21.
|
Компенсация за технические средства реабилитации, приобретенные инвалидом самостоятельно.
|
Устанавливается компенсация в размере цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд, т.е. по конкурсу в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.
|
Устанавливается компенсация в размере цены приобретенного инвалидом изделия, но не выше полуторного размера цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд.
|
22.
|
Компенсация за приобретение инвалидом самостоятельно санаторно-курортной путевки.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается компенсация за приобретенную инвалидом, имеющим право на санаторно-курортное лечение за счет средств государственных бюджетов, бюджетов фонда социального страхования, санаторно-курортную путевку в размере цены, по которым путевки закупаются соответственно органами исполнительной власти, фондом социального страхования.
|
23.
|
Компенсация за оплату самостоятельно приобретенных инвалидом реабилитационных услуг.
|
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере цен, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд.
|
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере уплаченной им цены, но не выше полуторного размера цены, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд.
|
24.
|
Компенсация за приобретенные инвалидом за свой счет медицинские препараты.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом лекарственные средства в размере цен аналогов, входящих в перечень препаратов, которыми инвалиды обеспечиваются бесплатно.
|
25.
|
Снабжение упаковок лекарственных препаратов надписями шрифтом Брайля.
|
Нормы отсутствуют.
|
В закон о лекарственных средствах вносятся изменения, устанавливающие обязанность фармацевтических компаний снабжать упаковки лекарств надписями шрифтом брайля, содержащими наименование и дозу лекарственного препарата.
|
26.
|
Статус языка жестов и доступ инвалидов по слуху к информации.
|
Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.
|
Язык жестов признается как средство межличностного общения и используется в системе образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. (Реализация пп. “b” и “c” п. 2 ст. 24 Конвенции). Не допускаются к показу в кинотеатрах и на центральном телевидении фильмы, не снабженные субтитрами. Все новостные передачи на центральных телевизионных каналах и не менее 30 процентов других передач обеспечиваются субтитрированием или сурдопереводом. (Реализация ст. 21 Конвенции.)
|
27.
|
Услуги сурдопереводчика для инвалидов по слуху.
|
Нормы отсутствуют.
|
Инвалиду по слуху предоставляется возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика до 40 часов в месяц. (Реализации пп. «е» п. 2 ст. 9 Конвенции). Дополнительно к этому (в целях реализации ст. 13 Конвенции) устанавливается возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика при совершении нотариальных действий, записей актов гражданского состояния, участия в судебных заседаниях в качестве истца, ответчика, третьего лица, потерпевшего, свидетеля.
|
28.
|
Обеспечение инвалидов по зрению литературой.
|
Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации. Комментарий: За выпуск литературы для слепых отвечают и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, а на федеральном уровне сразу несколько ведомств, что постоянно порождает проблемы с организацией выпуска литературы для слепых.
|
Обеспечение выпуска и распространения литературы для инвалидов по зрению, а также детей — инвалидов вследствие нарушений зрения в специальных доступных форматах, в том числе и учебной литературы, является расходным обязательством Российской Федерации. Возмещение расходов на выпуск и распространение указанной литературы осуществляется путем предоставления субсидий издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов по выпуску и распространению книг и периодических изданий для инвалидов по зрению. Субсидии предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Комментарий: Выпуск всей литературы для слепых является расходным обязательством Российской Федерации. Его организацию осуществляет единый орган федеральной исполнительной власти — Роспечать – путем предоставления субсидий издающим организациям. (Реализация ст. 21 Конвенции).
|
29.
|
Индексация денежных выплат.
|
Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза инфляции.
|
Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Комментарий: авторы законопроекта исходят из того, что, по данным статистики, цены на товары первой необходимости растут приблизительно в полтора раза быстрее, чем цены на все товары в среднем. Таким образом, рост прожиточного минимума приблизительно в полтора раза опережает инфляцию.
|
30.
|
Выплаты лицам, занятым уходом за инвалидом, который по заключению мсэк нуждается в постоянном уходе, надзоре.
|
Установлены Указом Президента РФ в сумме 1200 рублей только неработающим лицам.
|
Устанавливаются законом о социальной защите инвалидов в размере прожиточного минимума в целом по Российской Федерации вне зависимости от того, работает ли лицо, занятое уходом за инвалидом, или нет.
|
31.
|
Равный доступ к банковским кредитам.
|
Нормы отсутствуют.
|
В закон о банках и банковской деятельности вносятся изменения, обеспечивающие равные с другими лицами права инвалидов на доступ к банковским кредитам.
|
32.
|
Участие инвалидов в принятии решений, касающихся их интересов.
|
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Комментарий: Действующие нормы не включают участие представителей общественных объединений инвалидов в принятии решений органами местного самоуправления и законодательными представительными органами государственной власти.
|
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
|
33.
|
Обязанность электронных средств массовой информации освещать проблемы инвалидности и инвалидов, пропагандировать потенциал и вклад инвалидов в жизнь общества.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается обязанность электронных СМИ не менее 10 процентов эфирного времени использовать на освещение проблем инвалидов, просвещение общества в вопросах инвалидности, укрепление уважения прав и достоинства инвалидов, пропаганду потенциала инвалидов и их вклада в жизнь общества с обязательным участием в этих передачах самих инвалидов. (Реализация ст. 8 Конвенции).
|
|
Государственная поддержка общественных организаций инвалидов
|
||
34.
|
Экономические преференции общественным организациям инвалидов и их предприятиям.
|
Нормы отсутствуют.
|
Установление квоты не менее 10 процентов для общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих труд инвалидов, при выдаче разрешений (по конкурсу) на определенные виды экономической деятельности.
|
35.
|
Преференции при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных нужд.
|
Установлено право (не обязанность!) заказчика при закупке товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, предоставлять 15-ти процентное преимущество в цене только! для общероссийских организаций инвалидов и их предприятий.
|
Вносятся изменения в закон о госпоставках о том, что постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается перечень товаров, работ и услуг, закупаемых исключительно или по квоте не менее 10 процентов у предприятий, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов.
|
36.
|
Льготы общественным объединениям инвалидов.
|
Статья исключена 122-ФЗ.
|
Восстанавливается, что государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов. Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня. Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.
|
37.
|
Доступность государственных компьютеризированных информационных услуг населению для инвалидов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается требование адаптации для инвалидов государственных компьютеризированных информационных услуг населению.
|
38.
|
Включение в страховой стаж времени ухода за инвалидами I группы.
|
Нормы отсутствуют.
|
В Федеральный закон «О трудовых пенсиях» вносятся изменения, включающие время ухода за инвалидом I группы наравне с работой в страховой стаж для назначения трудовой пенсии.
|
39.
|
Меры по профилактике и предотвращению инвалидности.
|
Нормы отсутствуют.
|
Предполагается разработать и установить в законе.
|
40.
|
Включение проблем инвалидности, реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечения им равных возможностей в образовательные программы, в том числе общеобразовательные, профессиональные, а также программы дополнительного образования.
|
Нормы отсутствуют.
|
Вносятся соответствующие изменения в статью Закона РФ «Об образовании», посвященную общим требованиям к содержанию образования.
|
41.
|
Уголовно-исполнительный кодекс.
|
Нормы отсутствуют.
|
Предполагается разработать нормы о разумных приспособлениях в пенитенциарной системе.
|
42.
|
Пресечение вовлечения инвалидов в занятие попрошайничеством и иных форм эксплуатации инвалидов, унижающих их честь и достоинство.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается уголовная ответственность за вовлечение инвалидов в занятие попрошайничеством, а также за иные формы эксплуатации инвалидов.
|
|
Возвращение в законодательство положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции 1996 года, исключенных из него позднее, в основном законом о монетизации
|
||
43.
|
Компетенция Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
|
Исключен 122-ФЗ.
|
П. 12: определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области; п. 17: установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
|
44.
|
Льготы по арендной плате за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в личном пользовании инвалида.
|
Нормы исключены 122-ФЗ.
|
Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.
|
45.
|
Право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний.
|
Установлено право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
|
Восстанавливается право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с установленным перечнем заболеваний.
|
46.
|
Меры обеспечения занятости инвалидов.
|
Нормы отсутствуют.
|
Восстанавливается как мера обеспечения занятости инвалидов, осуществление государством льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов.
|
47.
|
Финансирование создания специальных рабочих мест для инвалидов.
|
Нормы отсутствуют (исключены 122-ФЗ).
|
Восстанавливается норма, определяющая, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
|
48.
|
Возможность признания инвалида безработным.
|
Порядок и условия признания инвалидом исключены 122-ФЗ.
|
Восстанавливается норма, устанавливающая, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
|
49.
|
Положение о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
|
Исключено 122-ФЗ.
|
Восстанавливается статья о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов. Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно — производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
|
50.
|
Возможность одновременного получения инвалидом компенсаций и денежных выплат разных видов.
|
Исключена 122-ФЗ.
|
Восстановление положения, что получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
|
51.
|
Льготы за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
|
Исключены 122-ФЗ.
|
Инвалидам восстанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
|
52.
|
Предоставление санаторно-курортных путевок.
|
Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
|
Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях медико-социальной реабилитации.
|
|
Образование инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья)
|
||
53.
|
Осуществление ранней коррекционной помощи.
|
Нормы отсутствуют.
|
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте, а также для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обеспечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.
|
54.
|
Нормативы финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
|
Нормы отсутствуют.
|
Установление повышенных нормативов финансирования образования лиц с ОВЗ с учетом их потребностей в специальных условиях получения образования, в реабилитационных мероприятиях и коррекционной помощи, в том числе в условиях инклюзивного образования.
|
55.
|
Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ подготовки бакалавров и специалистов.
|
Право на внеконкурсное поступление на программы подготовки бакалавра и специалиста при условии прохождения вступительных испытаний для детей инвалидов и инвалидов I и II групп.
|
Норма дополняется правом внеконкурсного поступления инвалидов с детства (инвалидов по слуху) III группы при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста.
|
56.
|
Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ магистратуры.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается норма о внеконкурсном поступлении инвалидов 1 и 2 групп и инвалидов с детства (инвалидов по слуху) в высшие учебные заведения для обучения по программам магистратуры.
|
57.
|
Реализация возможности получения общего образования в специальной (коррекционной) школе.
|
Реализуется только если в субъекте Российской Федерации есть учебное заведение соответствующего вида.
|
Устанавливается, что если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.
|
58.
|
Предельная наполняемость классов в специальных (коррекционных) школах и при инклюзивном образовании.
|
Нормы отсутствуют.
|
Устанавливается, что предельная наполняемость коррекционного класса, а также класса (группы), группы продленного дня в коррекционной общеобразовательной организации зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 12 человек. Предельная наполняемость класса интегрированного обучения зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 18 человек, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
59.
|
Освоение программ общего образования и получение документа об образовании лицами с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить общеобразовательные программы.
|
Нормы отсутствуют.
|
Отдельные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить основную общеобразовательную программу, могут получать общее образование путем освоения адаптированных – специальных и (или) индивидуальных общеобразовательных программ. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы, в соответствии с указанными планами. Указанные категории определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования. Указанным лицам, которые по состоянию здоровья не смогли освоить в полном объеме образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования, выдается свидетельство о получении основного общего и (или) среднего общего образования, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Форма и порядок выдачи указанного свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.
|