У умного отца было два сына. И оба – Фурсенко! Один приказал в России играть в футбол зимой, а летом – отдыхать. Другой ввёл ЕГЭ – безобразие из трёх букв, а заодно и много других безобразий.
Это он стал единственным за триста лет существования Академии наук министром, которому свистели академики.
Это он четыре года назад заявил на Селигере: советская система образования была плоха, поскольку стремилась формировать творческую личность; а современная должна быть хорошей – воспитывать квалифицированного потребителя! Интересно, кто будет создавать, если поставлена задача – «квалифицированно потреблять»?
Это он на протяжении нескольких лет умудряется занимать последнее место в рейтинге российских министров. Согласно апрельскому 2011 г. рейтингу ВЦИОМ, его поддерживали 16%, а категорически не принимали 48% граждан страны.
Это среди него, отдельно взятого министра, Президент России регулярно проводит воспитательную работу по телевизору: то говорит, что он поднял на дыбы всю страну; то безуспешно пытается заставить сдать ЕГЭ по русскому языку. То говорит: уволить, что ли, министра образования и науки или кого ещё?..
Ах, Дмитрий Анатольевич! Но зачем же «или» – конечно, «и»!
Только за два последних месяца наш министр стал соавтором трёх крупных скандалов:
- призыв в армию аспирантов, чего не было ни в досоветское, ни в советское, ни даже в антисоветское время;
- приказ № 86, которым за месяц до начала ЕГЭ пытались поменять экзамены для абитуриентов во многие вузы;
- наконец, сами скандалы ЕГЭ. Чего стоит только история со студентами, которые сдавали его за школьников. Но ещё хуже, когда в день экзамена по математике 165 тысяч выпускников зашли на специальные сайты и в большинстве получили готовые ответы! Кто после этого говорит, что ЕГЭ даёт объективные результаты, должен обратиться к психиатру…
Но всё это – лишь внешняя сторона, скрывающая подлинную интеллектуальную катастрофу – стремительное падение уровня нашего образования. В советский период оно входило в тройку лучших в мире. При Андрее Фурсенко, согласно докладам ООН о развитии человека, обвалилось с 15-го места на 54-е. Работающие в России иностранные фирмы всё чаще заявляют, что мы утрачиваем главное конкурентное преимущество – высокообразованное население. Очевидно: падение интеллектуального уровня нации ставит «крест» на любых программах модернизации и надеждах на достойное будущее вообще.
Министр говорит, что в такой ситуации он не имеет морального права уходить: дескать, кто заварил кашу, тот должен её и расхлёбывать. На самом деле, конечно, «заваривают» одни, а «расхлёбывают» – другие.
Что же касается моральных соображений, то в этом определении министр пропустил всего одну букву «А» – по аморальным. Ведь он не стал бы министром, если бы не был личным приятелем Премьера, и не может уйти, пока ему не прикажут.
27 июня группа общественных организаций назначила пресс-конференцию в РИА «Новости» на тему: «Скандалы в образовании: кто виноват и что делать?». Пресс-конференция не состоялась. Видимо, на руководителей агентства надавил какой-то «медведь на воеводстве». Пресс-конференцию мы всё равно провели при участии общероссийского общественного движения «Образование – для всех», Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, Российского студенческого союза и других общественных объединений.
Пресс-конференция дала старт акции «OFF». Помимо английской ассоциации, это название имеет ещё и русский смысл – отставка Фурсенко. Однако на самом деле наши требования гораздо фундаментальнее. Вот они.
1. Смена курса образовательной политики, или, короче, новая образовательная политика. Менять человека, оставляя курс, бессмысленно.
2. Отставка вдохновителя и организатора всех наших поражений в образовании – министра образования и науки. Невозможно изменить курс, сохраняя личность, которая его олицетворяет.
3. Создание общественно-государственной комиссии для срочной разработки новой стратегии образовательной политики. Мы готовы предложить не только такую стратегию, но и гарантирующий её проведение проект закона «О народном образовании».
4. Проведение образовательного съезда или конгресса. Если власть не захочет исполнять это требование, мы намерены провести конгресс своими силами в середине сентября текущего года.
5. Разделение Министерства образования и науки. Создание Министерства просвещения, которое управляло бы не только федеральными учебными заведениями, но и всеми уровнями образования, а также оказывало бы помощь всем электронным и печатным СМИ, которые работают на просвещение народа.
6. Назначение нового министра просвещения только после широких консультаций с парламентскими комитетами, государственными академиями, общественными объединениями, работающими в сфере образования. В противном случае могут назначить такого чиновника, по сравнению с которым Андрей Фурсенко покажется далеко не самым худшим.
В поддержку требования об отставке Андрея Фурсенко уже собраны многие тысячи подписей на интернет-портале www.zavuch.info, на сайте fursenko.net Российского студенческого союза. Мы намерены продолжить эту работу и открыть для сбора подписей новые ресурсы, в частности, портал «Образование – для всех» (www.ru-odv.ru — работает в тестовом режиме). Надеюсь, осенью количество участников акции составит многие сотни тысяч. Надеюсь, тогда к нам прислушаются. Если нет – призовём людей воспользоваться 31-ой статьёй Конституции и выйти на акции протеста.
И последнее. Иногда нас спрашивают: почему акция пишется с двумя «F»? Отвечаю: у умного отца было два сына…