11 октября в конференц-зале одного из самых передовых и престижных вузов России, МГТУ имени Н.Э. Баумана, прошла встреча заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олега Смолина с широкой аудиторией сотрудников и студентов учебного заведения.
Профессорско-преподавательский состав университета, студенты и аспиранты активно участвуют в обновлении учебного процесса, бережно сохраняя традиции русской школы по подготовке инженерных кадров. Поэтому на встречу был приглашен ученый и политик, активно и профессионально занимающийся вопросами законодательной политики в области образования.
Выступая перед аудиторией, Олег Николаевич рассказал о законодательных инициативах, касающихся отечественного образования, подробно и по пунктам раскрыл содержание концепции альтернативного законопроекта «О народном образовании», подготовленного Общероссийским общественным движением «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе, многие пункты которого уже включены в федеральный законопроект «Об образовании в РФ».
Рассказал Олег Николаевич и о том, что в Государственной Думе было сделано еще для того, чтобы ситуация в российском образовании стала улучшаться, чтобы, по словам депутата, следующий президент страны с удовольствием мог сказать: «Мы вновь возвращаемся на передовые позиции в образовании».
Отмечая особенности развития современного инженерного образования в России, Смолин выразил свою категорическую позицию по этому вопросу так: «Ключ к инженерному образованию в России лежит не столько в самом инженерном образовании, сколько в промышленной политике, а точнее, в ее отсутствии».
Отвечая на вопрос, как студенты сами могут воздействовать на принятие законов, которые рассматриваются в Государственной Думе и касаются непосредственно их, депутат заметил: «Во всем мире применяются две основные технологии, и первая из них, в хорошем смысле, – лоббирование интересов образования. Мы имеем редкую ситуацию, когда корпоративный интерес преподавателей, студентов, учителей совпадает с общественным интересом: чем лучше в России будет положение преподавателя, студента, учителя, воспитателя детского сада – всех тех, кто учит и учится, тем больше будет шансов получить высококачественное образование, тем выше будет подниматься человеческий потенциал в стране, а значит, у всех у нас будет больше шансов осуществить успешную модернизацию. Когда общество показывает себя как гражданское общество, тогда удается сделать немало».
В течение часа студенты и преподаватели внимательно слушали лекцию уважаемого в образовательном сообществе эксперта, и в продолжение такого же времени они активно задавали ему вопросы. Их интересовала не только политика собственного государства по вопросу коммерциализации отечественного образования, но и позиция международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций; возможно ли на законодательном уровне ограничить утечку мозгов хотя бы для специалистов, получивших образование в России на бюджетном отделении за счет государственных средств; насколько целесообразным является переход на Болонскую систему технических вузов, учитывая их специфику, и каков прогноз на последующие годы в вопросе сокращения количества бюджетных мест в вузах, а также, какие меры будут приняты для того, чтобы изменить ситуацию, когда многие выпускники инженерных специальностей отказываются работать по профилю, и правда ли, что для бакалавров и магистров будет введен единый государственный экзамен? Женскую половину аудитории интересовали вопросы социальных гарантий и законодательства в сфере медицинского здравоохранения для студентов.
«Пока мы работаем в Государственной Думе, – завершая встречу, заверил Олег Николаевич, – мы будем делать все возможное, чтобы российское образование вышло из пике и начало вращаться в рамках лучших образовательных систем мира. По утверждению лучших мировых экономистов, если у вас есть деньги, то вкладывать их надо в собственный человеческий потенциал. А если прибавить немного души, как положено по российской традиции, то результат может быть замечательный».