Мы представляем вам доработанную концепцию нового законопроекта «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Напоминаем. Концепция имеет три основные точки опоры. Первая – Конвенция о правах инвалидов. Поскольку Конвенция документ рамочный, из нее в готовом виде трудно заимствовать какие-то нормы, но зато можно взять принципы и подходы.
Вторая – Закон «О социальной защите инвалидов» в первоначальной редакции, до того, как он был испорчен Законом «О монетизации». Этот закон был принят в 1995 году, был не худшим в Европе, базировался на опыте нашей страны и на передовом европейском опыте, и был вполне качественным. А вот Закон «О монетизации» не только ликвидировал массу льгот, но он ещё и искорежил саму концепцию Закона «О социальной защите инвалидов», если иметь в виду печально знаменитую социальную поддержку инвалидов в зависимости от так называемой степени ограничения способностей к трудовой деятельности.
Третья точка опоры – многочисленные предложения людей с инвалидностью, родителей детей-инвалидов, работающих с инвалидами людей, друзей инвалидов мы попытались учесть в нашей концепции изменений в законодательство. Насколько нам это удалось, судить вам.
Сравнительный анализ проекта федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с действующим законодательством
№ п/п |
Правовая позиция |
Действующее законодательство |
Законопроект |
1. |
Понятие инвалидности. |
Нормы отсутствуют. |
Инвалидность – связанные с нарушениями или утратой функций организма социальные барьеры (препятствия) в формировании, развитии и реализации способностей и потребностей человека. Соответствует подпункту «е» преамбулы Конвенции ОНН о правах инвалидов (далее — Конвенция). |
2. |
Понятие «инвалид». |
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Комментарий:
Ограничение жизнедеятельности выступает как причина инвалидности, а не как следствие ее. Противоречит Конвенции о правах инвалидов. |
Инвалид – лицо со стойкими нарушениями здоровья, приводящими к ограничению функций организма (физическим, психическим, интеллектуальным, сенсорным, языково-речевым нарушениям), которые при взаимодействии с социальными и иными средовыми барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (формированию, развитию и реализации его способностей и потребностей).
Комментарий:
Соответствует Конвенции о правах инвалидов п. «е» преамбулы.
Ограничение жизнедеятельности рассматривается как следствие инвалидности, а не как причина ее.
|
3. |
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов. |
Нормы отсутствуют. |
В соответствии с Конвенцией ОНН о правах инвалидов (ст.ст. 3, 4 и 5) устанавливаются следующие принципы государственной политики в области социальной защиты инвалидов:
— недискриминация;
— максимально широкое участие самих инвалидов в формировании и реализации государственной политики, в принятии решений, затрагивающих их интересы («ничего для нас – без нас»);
— обеспечение полноценного и эффективного участия инвалидов в жизни общества;
— максимально широкая интеграция (инклюзия) инвалидов в жизнь общества;
— поощрение собственной активности инвалидов в реабилитации и участии в жизни общества;
— полная информация общества о проблемах инвалидности и жизни инвалидов;
— обеспечение достойного жизненного уровня инвалидов;
— государственная поддержка научных исследований по проблемам инвалидов и инвалидности;
— государственная поддержка общественных объединений инвалидов;
— сотрудничество государства, объединений работодателей и общественных объединений инвалидов в сфере занятости и условий труда инвалидов.
|
4. |
Участие инвалидов в принятии решений, касающихся их интересов. |
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Комментарий:
Действующие нормы не включают участие представителей общественных объединений инвалидов в принятие решений органами местного самоуправления и законодательными (представительными) органами государственной власти.
|
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. |
5. |
Понятие социальной защиты инвалидов. |
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Комментарий:
Определение исходит из того, что у инвалида ограничены или утрачены способности, а социальная защита направлена на устранение или компенсацию таких ограничений.
|
Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений функций организма и направленных на полное и эффективное участие их в жизни общества наравне с другими гражданами.
Комментарий:
Авторы законопроекта полагают, что преодолению или замещению (компенсации) подлежат не способности инвалида, а ограниченные или утраченные функции организма, которые в сочетании с социальными и иными средовыми барьерами препятствуют реализации или приобретению способности.
|
6. |
Положение о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов. |
Положение исключено законом о монетизации.
|
Восстанавливается статья о государственном стимулировании участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов: «Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно — производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
|
7. |
Возможность одновременного получения инвалидом компенсаций и денежных выплат разных видов. |
Норма исключена законом о монетизации.
|
Восстанавливается положение о том, что получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
|
8. |
Индексация денежных выплат. |
Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза инфляции. |
Производится 1 апреля каждого года исходя из прогноза роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Комментарий:
Авторы законопроекта исходят из того, что, по данным статистики, цены на товары первой необходимости растут приблизительно в полтора раза быстрее, чем цены на все товары в среднем. Таким образом, рост прожиточного минимума приблизительно в полтора раза опережает инфляцию.
|
II . Признание инвалидом, реабилитация инвалидов и обеспечение их средствами реабилитации |
|||
9. |
Понятие медико-социальной экспертизы. |
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Комментарий:
Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (способностей), которые не могут быть объективно оценены и между которыми и стойким расстройством здоровья нет прямой связи, что приводит к произволу со стороны комиссий МСЭ.
|
Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений функций организма и их взаимодействия с социальными и иными средовыми барьерами.
Комментарий:
Меры социальной защиты определяются в зависимости от степени ограничения функций организма, которые могут быть объективно оценены медицинскими методами.
|
10. |
Определение группы инвалидности. |
Группа определяется в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности.
Комментарий:
Зависимость группы инвалидности от ограничения жизнедеятельности приводит к снижению мотивации инвалидов эти ограничения преодолевать: достижения инвалида в реабилитации угрожают снижением группы, т.е. снижением или лишением пенсии, пособий и т.д.
|
Группа определяется только в зависимости от степени ограничения (нарушения) функций организма.
Комментарий:
Группа определяется только по медицинским показаниям и не зависит от связанных с ними социальных характеристик — ограничений жизнедеятельности. Инвалид может преодолевать эти ограничения, не боясь потерять пенсию, пособия, льготы. |
11. |
Понятие реабилитации инвалидов. |
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Комментарий:
Реабилитация понимается как восстановление способностей. |
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления или компенсации нарушенных функций организма, а также создания условий преодоления инвалидами социальных и иных средовых барьеров, препятствующих их жизнедеятельности. Реабилитация инвалидов направлена на обеспечение условий наиболее полного и эффективного участия инвалидов в жизни общества наравне с другими, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Комментарий:
Реабилитация понимается как восстановление или компенсация ограниченных функций организма, а также создание условий для преодоления барьеров, препятствующих реализации способностей.
|
12. |
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР). |
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
См. комментарий к предыдущей позиции.
|
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, преодоление социальных и иных средовых барьеров.
См. комментарий к предыдущей позиции
|
13. |
Получение инвалидом ИПР. |
Нормы в законе отсутствуют, но в соответствии с подзаконными актами инвалидам приходится без объективной необходимости проходить всех врачей и частое переосвидетельствование во МСЭК. |
Устанавливается, что инвалид может получить ИПР без переосвидетельствования, в том числе через представителя по документам, имеющимся во МСЭК или представленным инвалидом. |
14. |
Компенсация за технические средства реабилитации, приобретенные инвалидом самостоятельно. |
Устанавливается компенсация в размере цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд, т.е. по конкурсу в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ. |
Устанавливается компенсация в размере цены приобретенного инвалидом изделия, но не выше полуторного размера цены, по которой производится закупка соответствующих средств для государственных нужд. |
15. |
Предоставление санаторно-курортных путевок. |
Путевка предоставляется при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Комментарий:
При этом основное заболевание нередко трактуется как заболевание, ставшее причиной инвалидности, которое в случае необратимых нарушений функций организма не лечится, в результате чего инвалид не может получить путевку в санаторий.
|
Путевка предоставляется при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях медико-социальной реабилитации. |
16. |
Компенсация за приобретение инвалидом самостоятельно санаторно-курортной путевки.
|
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается компенсация за приобретенную инвалидом, имеющим право на санаторно-курортное лечение за счет средств государственных бюджетов, бюджетов фонда социального страхования, санаторно-курортную путевку в размере цен, по которым путевки закупаются соответственно органами исполнительной власти, фондом социального страхования. |
17. |
Компенсация за оплату самостоятельно приобретенных инвалидов реабилитационных услуг. |
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере цен, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд. |
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом реабилитационные услуги, которыми в соответствии с законодательством он должен обеспечиваться бесплатно, в размере уплаченной им цены, но не выше полуторного размера цены, по которым соответствующие услуги закупаются для государственных нужд. |
18. |
Компенсация за приобретенные инвалидом за свой счет медицинские препараты. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается компенсация за приобретенные инвалидом лекарственные средства в размере цен аналогов, входящих в перечень препаратов, которыми инвалиды обеспечиваются бесплатно.
|
19. |
Выплаты лицам, занятым уходом за инвалидом, который по заключению МСЭК нуждается в постоянном уходе, надзоре. |
Установлены Указом Президента РФ в сумме 1200 рублей только неработающим лицам. |
Устанавливаются законом о социальной защите инвалидов в размере прожиточного минимума в целом по Российской Федерации вне зависимости от того, работает ли лицо, занятое уходом за инвалидом. |
20. |
Включение в страховой стаж времени ухода за инвалидами I группы. |
Нормы отсутствуют. |
В Федеральный закон «О трудовых пенсиях» вносятся изменения, включающие в страховой стаж для назначения трудовой пенсии время ухода за инвалидом I группы.
|
21. |
Меры по профилактике и предотвращению инвалидности.
|
Нормы отсутствуют. |
Правительству вменяется в обязанность разработка и реализация государственных программ и иных мер по предотвращению инвалидности.
|
III . Информационная политика в отношении инвалидов
|
|||
22. |
Обязанность электронных средств массовой информации освещать проблемы инвалидности и инвалидов, пропагандировать потенциал и вклад инвалидов в жизнь общества. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается обязанность электронных СМИ не менее 10% эфирного времени использовать на освещение проблем инвалидов, просвещение общества в вопросах инвалидности, укрепление уважения прав и достоинства инвалидов, пропаганду потенциала инвалидов и их вклада в жизнь общества с обязательным участием в этих передачах самих инвалидов (реализация ст. 8 Конвенции).
|
23. |
Включение проблем инвалидности, реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечения им равных возможностей в образовательные программы, в том числе общеобразовательные, профессиональные, а также программы дополнительного образования. |
Нормы отсутствуют. |
Вносятся соответствующие изменения в статью Закона РФ «Об образовании», посвященную общим требованиям к содержанию образования. |
24. |
Обеспечение инвалидов по зрению литературой. |
Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.
Комментарий:
За выпуск литературы для слепых отвечают и Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, а на федеральном уровне сразу несколько ведомств, что постоянно порождает проблемы с организацией выпуска литературы для слепых.
|
Обеспечение выпуска и распространения литературы для инвалидов по зрению, а также детей — инвалидов вследствие нарушений зрения в специальных доступных форматах, в том числе и учебной литературы, является расходным обязательством Российской Федерации. При этом соответствующие расходы не должны быть менее 1500 рублей в год на одного инвалида по зрению. Возмещение расходов на выпуск и распространение указанной литературы осуществляется путем предоставления субсидий издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов по выпуску и распространению книг и периодических изданий для инвалидов по зрению. Субсидии предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
Комментарий:
Выпуск всей литературы для слепых является расходным обязательством Российской Федерации. Его организацию осуществляет единый орган федеральной исполнительной власти — Роспечать – путем предоставления субсидий издающим организациям (реализация ст. 21 Конвенции). |
25. |
Статус языка жестов и доступ инвалидов по слуху к информации. |
Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.
|
Язык жестов признается как средство межличностного общения и используется в системе образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (реализация пп. “b” и “c” п. 2 ст. 24 Конвенции). Не допускаются к показу в кинотеатрах и на центральном телевидении фильмы, не снабженные субтитрами. Все новостные передачи на центральных телевизионных каналах и не менее 30% других передач обеспечиваются субтитрированием или сурдопереводом (реализация ст. 21 Конвенции).
|
26. |
Услуги сурдопереводчика для инвалидов по слуху. |
Нормы отсутствуют. |
Инвалиду по слуху предоставляется возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика до 40 часов в месяц (реализация пп. «е» п. 2 ст. 9 Конвенции). Дополнительно к этому в целях реализации ст. 13 Конвенции устанавливается возможность бесплатно пользоваться услугами сурдопереводчика при совершении нотариальных действий, записей актов гражданского состояния, участия в судебных заседаниях в качестве истца, ответчика, третьего лица, потерпевшего, свидетеля. |
27. |
Доступность государственных компьютеризированных информационных услуг населению для инвалидов. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается требование адаптации для инвалидов государственных компьютеризированных информационных услуг населению.
|
28. |
Льготы за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. |
Исключены законом о монетизации. |
Инвалидам восстанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. |
29. |
Снабжение упаковок лекарственных препаратов надписями шрифтом брайля. |
Нормы отсутствуют. |
В закон о лекарственных средствах вносятся изменения, устанавливающие обязанность фармацевтических компаний снабжать упаковки лекарств надписями шрифтом брайля, содержащими наименование и дозу лекарственного препарата. |
IV . Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
|||
30. |
Осуществление ранней коррекционной помощи. |
Нормы отсутствуют. |
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте, а также для социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем детском возрасте, включая консультирование их семей, обеспечивается государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и иными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.
Комментарий:
Во многих странах ранняя коррекционная помощь позволяет снять проблемы с обучением ребенка в обычном детском саду или обычной школе, а то и вовсе преодолеть ограничение возможностей здоровья.
|
31. |
Нормативы финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Нормы отсутствуют. |
Установление повышенных нормативов финансирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их потребностей в специальных условиях получения образования, в реабилитационных мероприятиях и коррекционной помощи, в том числе в условиях инклюзивного образования. |
32. |
Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ подготовки бакалавров и специалистов. |
Право на внеконкурсное поступление на программы подготовки бакалавра и специалиста при условии прохождения вступительных испытаний для детей инвалидов и инвалидов I и II групп.
В настоящее время в законодательство вносятся изменения, ограничивающее реализацию этого права. |
Норма дополняется правом внеконкурсного поступления инвалидов с детства (инвалидов по слуху) III группы при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста. |
33. |
Льготы при поступлении инвалидов в вузы для освоения программ магистратуры. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается норма о внеконкурсном поступлении инвалидов I и II групп и инвалидов с детства (инвалидов по слуху) в высшие учебные заведения для обучения по программам магистратуры.
Комментарий:
Расширяется право инвалидов на высококачественное, полноценное высшее образование.
|
34. |
Реализация возможности получения общего образования в специальной (коррекционной) школе. |
Реализуется только, если в субъекте Российской Федерации есть учебное заведение соответствующего вида.
Комментарий:
За обучение в специальных (коррекционных) школах в других субъектах Российской Федерации требуется плата.
|
Устанавливается, что если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.
|
35. |
Предельная наполняемость классов в специальных (коррекционных) школах и при инклюзивном образовании. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается, что предельная наполняемость коррекционного класса, а также класса (группы), группы продленного дня в коррекционной школе зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 12 человек. Предельная наполняемость класса интегрированного обучения зависит от категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья и не может превышать 18 человек, в том числе не более трех детей с ограниченными возможностями здоровья. |
36. |
Освоение программ общего образования и получение документа об образовании лицами с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить общеобразовательные программы. |
Нормы отсутствуют. |
Отдельные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут освоить основную общеобразовательную программу, могут получать общее образование путем освоения адаптированных – специальных и (или) индивидуальных общеобразовательных программ. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальному учебному плану, переводятся в следующий класс при условии освоения образовательной программы, в соответствии с указанными планами. Указанные категории определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.
Указанным лицам, которые по состоянию здоровья не смогли освоить в полном объеме образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования, выдается свидетельство о получении основного общего и (или) среднего общего образования, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены. Форма и порядок выдачи указанного свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области образования.
Комментарий:
Нормы расширяют возможности трудоустройства инвалидов и получения ими профессионального образования. |
V . Обеспечение трудовой занятости инвалидов
|
|||
37. |
Меры обеспечения занятости инвалидов. |
Нормы исключены законом о монетизации.
|
Восстанавливается как мера обеспечения занятости инвалидов осуществление государством льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.
|
38. |
Квотирование рабочих мест для инвалидов. |
Процент квотирования от 2 до 4 устанавливается законом субъекта РФ для организаций с численностью работников более 100 человек.
|
Для организаций с числом работающих более 30 человек, законами субъектов РФ устанавливается квота не менее 3%.
|
39. |
Выплаты работодателями за отказ принимать на работу инвалидов в рамках установленной квоты. |
Нормы отсутствуют.
|
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в бюджеты субъектов Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
|
40.
|
Возможные альтернативы квотированию рабочих мест. |
Нормы отсутствуют. |
Предлагается рассмотреть вопрос о замене или дополнении квотирования рабочих мест позитивным стимулированием работодателей, например, возвратом уплаченных за инвалида взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уменьшением налога на прибыль на сумму затрат на создание рабочих мест и (или) особых условий труда для инвалидов (возможная реализация пп. “h” п. 1 ст. 27 Конвенции). |
41. |
Финансирование создания специальных рабочих мест для инвалидов. |
Нормы исключены законом о монетизации. |
Восстанавливается норма, определяющая, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации. |
42. |
Возможность признания инвалида безработным. |
Нормы исключены законом о монетизации. |
Восстанавливается норма, устанавливающая, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. |
43. |
Гарантии занятости в госсекторе. |
Нормы отсутствуют. |
Для государственных организаций устанавливается квота для приема на работу инвалидов не менее 5% от числа работающих (штата). Реализует пп. “g” п. 1 ст. 27 Конвенции. |
VI . Обеспечение жилищных прав инвалидов
|
|||
44. |
Льготы инвалидам по улучшению жилищных условий. |
Нормы отсутствуют. |
Вносится изменение в Жилищный кодекс РФ, устанавливающее право инвалидов на первоочередное улучшение жилищных условий (реализация пп. “d” п. 2 ст. 28 Конвенции). |
45. |
Внеочередное предоставление жилья детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенными попечительства родителей, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания. |
Право на внеочередное предоставление жилья устанавливается только при условии, если ИПР предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. |
Это условие исключается в целях недопущения произвола чиновников. Внеочередное предоставление жилья осуществляется вне зависимости от ИПР.
|
46. |
Право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний. |
Установлено право на дополнительную жилую площадь в соответствии с установленным перечнем заболеваний с превышением нормы предоставления жилой площади на одного человека, но не более чем в два раза. |
Восстанавливается право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с установленным перечнем заболеваний. |
47. |
Льготы по оплате жилья. |
Установлены только для государственного и муниципального жилищного фондов. |
Для инвалидов, семей с детьми инвалидами или инвалидами с детства, независимо от того в каком жилищном фонде они проживают, устанавливаются льготы в размере не менее 50% платы за жилье в государственном или муниципальном фондах. |
48. |
Льготы по коммунальным платежам для семьи инвалида с детства. |
Нормы отсутствуют. |
Установлены как и для семьи ребенка-инвалида, т.е. не менее 50%. |
VII . Транспортное обеспечение инвалидов
|
|||
49. |
Льготы на проезд на городском и пригородном транспорте. |
Нормы исключены законом о монетизации. |
Дети — инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми — инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида. |
50. |
Льготы на проезд на междугородном транспорте. |
Нормы исключены законом о монетизации. |
Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям — инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка — инвалида.
Детям — инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. Допускается денежная компенсация указанных льгот по желанию инвалида. |
51. |
Обеспечение инвалидов транспортными средствами. |
Нормы исключены законом о монетизации. |
Восстанавливается норма, в соответствии с которой инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети — инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалидам, родителям детей — инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.
Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. |
52. |
Льготы по арендной плате за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в личном пользовании инвалида.
|
Нормы исключены законом о монетизации. |
Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. |
VIII. Защита иных интересов инвалидов
|
|||
53. |
Равный доступ к банковским кредитам.
|
Нормы отсутствуют. |
В закон о банках и банковской деятельности вносятся изменения, обеспечивающие равные с другими лицами права инвалидов на доступ к банковским кредитам.
|
54. |
Пресечение вовлечения инвалидов в занятие попрошайничеством и иных форм эксплуатации инвалидов, унижающих их честь и достоинство. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливается уголовная ответственность за вовлечение инвалидов в занятие попрошайничеством, а также за иные формы эксплуатации инвалидов. |
IX . Государственная поддержка общественных организаций инвалидов
|
|||
55. |
Экономические преференции общественным организациям инвалидов и их предприятиям. |
Нормы отсутствуют. |
Установление квоты не менее 10% для общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих труд инвалидов, при выдаче разрешений (по конкурсу) на определенные виды экономической деятельности.
Комментарий:
Речь идет о размещении объектов мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и т.п. объектов малого бизнеса. |
56. |
Преференции при осуществлении закупки товаров и услуг для государственных нужд. |
Установлено право, но не обязанность, заказчика при закупке товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, предоставлять 15-ти процентное преимущество в цене исключительно для общероссийских организаций инвалидов и их предприятий.
|
Вносятся изменения в закон о госпоставках (№ 94-ФЗ) о том, что постановлением Правительства Российской Федерации устанавливается перечень товаров, работ и услуг, закупаемых исключительно или по квоте не менее 10% у предприятий, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов. |
57. |
Льготы общественным объединениям инвалидов. |
Статья исключена законом о монетизации. |
Восстанавливается положение о том, что государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня. Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.
Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов. |
В свою очередь министерством здравоохранения и социального развития также подготовлены изменения в существующее законодательство по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Можете сравнить.
Представляем вашему вниманию таблицу с результатами голосований в Государственной Думе политических фракций по вопросам поддержки социально-уязвимых категорий населения.
Название,
дата голосования
|
Основное содержание
|
Результаты голосования |
Законопроект «о монетизации» (впоследствии ФЗ № 122).
05.08.2004 |
Отменил льготы примерно для 100 млн. российских граждан или заменил их мизерными компенсациями. |
«Единая Россия»: ЗА – 97%,
ЛДПР: ЗА – 33%, ПРОТИВ – 36%,
КПРФ: ПРОТИВ – 100%. |
Поправка № 1524 депутатов Смолина и др. к проекту закона «о монетизации».
03.08.2004 |
Предусматривала право гражданина сохранить все существующие льготы или получить их полную денежную компенсацию. |
КПРФ: ЗА – 100%,
«Единая Россия»: ЗА – 1% (3 человека),
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Поправка № 91 депутатов Смолина и др. к проекту закона «о монетизации».
03.08.2004 |
Предусматривала сохранение в прежнем виде чернобыльского закона и всех чернобыльских льгот. |
КПРФ: ЗА – 98%,
«Единая Россия»: ЗА – 1%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Законопроект о государственной гражданской службе в РФ.
07.07.2004 |
Сохранил и увеличил льготы чиновникам. |
«Единая Россия»: ЗА – 98%,
ЛДПР: ЗА – 83%,
КПРФ: ПРОТИВ – 96%. |
Поправка № 149 депутатов О. Дмитриевой и др. к пенсионным законам.
15.07.2009 |
Предусматривала возвращение пенсионного стажа, связанного с учебой, уходом за ребенком, а для жен военнослужащих – со временем проживания в гарнизонах. |
КПРФ: ЗА – 97%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 82%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Поправки №№ 2, 15, 17, 25, 27 депутатов Смолина и др. к закону о повышении социальных выплат.
15.02.2008 |
Предусматривали повышение ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам в соответствии с ростом цен на товары первой необходимости, т.е. в 2,5 раза больше, чем предложило правительство. |
«Справедливая Россия»: ЗА – 98%,
КПРФ: ЗА – 98%,
ЛДПР: ЗА – 5%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%. |
Законопроект Заксобрания Санкт-Петербурга о внесении изменений в ФЗ «О ветеранах».
23.01.2009 |
Предусматривал присвоение звания ветеран труда мужчинам со стажем 45 лет, женщинам – 40 лет. |
КПРФ: ЗА – 100%,
ЛДПР: ЗА – 98%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 61%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%. |
Поправка № 38 депутатов Ломакина-Румянцева и др. к пенсионным законам.
15.07.2009 |
Предусматривала сохранение в основном действующих льгот по уплате страховых взносов для организаций и предприятий инвалидов, т.е. сохранение рабочих мест. |
КПРФ: ЗА – 97%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 92%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Поправки № 5, 66 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.
15.02.2008 |
Предусматривали увеличение базовой части трудовой пенсии примерно в 1,5 раза. |
КПРФ: ЗА – 100%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 90%,
ЛДПР: ЗА – 2,5% (1 человек),
«Единая Россия»: ЗА – 0% |
Поправка № 84 депутата Кашина к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.
17.10.2008 |
Предусматривала увеличение расходов на здравоохранение на 300 млрд. рублей. |
КПРФ: ЗА – 93%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 34%,
ЛДПР: ЗА – 2,5% (1 человек),
«Единая Россия»: ЗА – 0%. |
Поправка № 164 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.
17.10.2008 |
Предусматривала выделение 200 млрд. рублей, чтобы приравнять тружеников тыла к участникам войны. |
КПРФ: ЗА – 91%,
«Справедливая Россия»: ЗА – 71%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Поправка депутатов О. Смолина и др. к федеральному бюджету на 2011–2013 гг.
19.11.2010 |
Предусматривала увеличение субсидий общественным организациям инвалидов в качестве компенсации за уплаченные ими налоги. |
КПРФ: ЗА – 94%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Законопроект депутатов Смолина и др. о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
21.02.2007 |
Предусматривал индексацию получившим производственные травмы в соответствии с ростом цен на товары первой необходимости, а не по произвольным решениям правительства как в настоящее время. |
КПРФ: ЗА – 94%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Поправка № 131 депутатов Смолина и др. к федеральному бюджету на 2009–2011 гг.
17.10.2008 |
Предусматривала введение ежемесячной компенсации вреда, причиненного государством репрессированным гражданам, в сумме 10 тыс. рублей. |
КПРФ: ЗА – 91%,
Справедливая Россия: ЗА – 68%,
«Единая Россия»: ЗА – 0%,
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Законопроект Новгородской областной Думы и депутата Смолина о льготах для детей-сирот погибших участников войны.
24.09.2004 |
Предусматривал распространение на детей погибших участников ВОВ льгот и гарантий, установленных вдовам участников войны. |
КПРФ: ЗА – 98%,
Единая Россия: ЗА – 0,7% (2 человека),
ЛДПР: ЗА – 0%. |
Законопроект о внесении изменений в закон о ветеранах и в ст. 11 и 11′ закона о социальной защите инвалидов.
24.11.2010 |
Предусматривает ограничение суммы денежной компенсации за техническое средство, купленное инвалидом самостоятельно; не позволяет бесплатно получать качественные технические средства реабилитации. |
«Единая Россия»: ЗА – 98%,
ЛДПР: ПРОТИВ – 95%,
«Справедливая Россия»: ПРОТИВ – 97%,
КПРФ: ПРОТИВ – 97%. |
Законопроект о внесении изменений в закон о государственной социальной помощи.
24.11.2010 |
Предусматривает сокращение сроков отдыха по путевке соцстраха с 21 до 18 дней, а также выдачу путевок только по «основному заболеванию». |
«Единая Россия»: ЗА – 99%,
ЛДПР: ЗА – 50%,
«Справедливая Россия»: ПРОТИВ – 11%,
КПРФ: ПРОТИВ – 100%. |