О бизнес-образовании в России


О бизнес-образовании в России

«Взрослеем!» Так – одним ёмким словом – характеризуют состояние российского MBA участники рынка бизнес-образования. Действительно, первые дипломы с заветной аббревиатурой в России появились 21 год назад. А значит, образование вполне «совершеннолетнее», но, как и всякий молодой человек в этом возрасте, только начинает своё по-настоящему взрослое становление.

Свобода, конкуренция – очень хороший тренд для любого рынка, и рынок МВА – не исключение, – рассуждает Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. – Увеличивается число корпоративных программ, что говорит о повышении доверия и понимания между школами и бизнесом». Появляются двуязычные программы МВА, отдельные модули с участием западных преподавателей, выездные семинары, стажировки, которые позволяют повысить «кросс-культурную осведомлённость» слушателей. Это тренды, которые лишний раз характеризуют способности игроков, подчёркивают, кто есть кто на рынке.

Сегодня на российском рынке есть с десяток школ MBA первого эшелона, попадающего во всевозможные рейтинги (впрочем, практически все признаются, что ценность этих списков нередко ставится под вопрос). Другое дело – «корочки» самих школ. Восемь российских учебных заведений (МИРБИС, ЛИНК, ИМИСП, ВШМ СПбГУ, ИБДА РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, Intergral РЭУ им. Плеханова, «Синергия») добились главных международных аккредитаций (АМВА или EFMD) для своих программ. И особняком – и в прямом, и в переносном смысле – стоит Школа управления «Сколково», которая выделяется на общем фоне и грандиозностью здания, и пухлостью прайс-листа, и составом преподавателей. Но обо всем по порядку.

А порядок, как известно, начинается с буквы закона. Правда, на ней же может и закончиться. Среди новостей в области MBA – снижение государственного регулирования дополнительного образования, в категорию которого попадает как дополнительное профессиональное образование (ДПО), так и предмет нашего разговора – MBA. Законодательные акты отменяют государственную аккредитацию программ МВА и, как следствие, дипломы на эти программы. «Что касается снижения государственного регулирования, то оно уже приводит к некоторым противоречиям. Так, в связи с окончанием сроков аккредитации некоторые учебные заведения уже сегодня не могут выдавать дипломы МВА государственного образца. В то время как другие участники рынка успешно аккредитованы на несколько лет вперед», – констатирует Екатерина Лисицына.

Как в дальнейшем поступит государство в отношении рынка ДПО? Этот вопрос остаётся открытым, и ведущим бизнес-школам остаётся пока гадать: будет ли у них право на выдачу государственного диплома, к чему приведёт саморегулирование со стороны новых институтов и сколько вообще будет таких институтов? «После отмены государственной аккредитации программ МВА бизнес-школам необходимо еще интенсивнее работать над качеством своих программ, чтобы заинтересовать потенциального слушателя», – уверена генеральный директор Begin Group Ольга Гозман.

Хорошее дешёвым не бывает?

Пока эксперты сходятся в одном – наше образование становится «международнее», хотя всё так же отстаёт и от старейших школ Америки, и от модных школ Европы, и от продвинутых – Азии. «Ключевая проблема – в отсутствии профессоров. Российские университеты и бизнес-школы по-прежнему не могут готовить профессоров в области бизнеса, а нанимать на международном рынке – не хотят, – сетует Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы. – В этом ключевое отличие от европейских и азиатских школ, которые, осознавая своё отставание от американских, готовы нанимать выпускников программ PhD из Америки, даже если приходится платить им очень много денег».

Пока «очень много денег» готовы платить разве что в «Сколково». Там осознают, что решать проблему стоит либо через партнёрство и альянсы с западными институтами (и эта практика не нова), либо с помощью прямого привлечения иностранной профессуры и провайдеров образовательных услуг. Последнее в российском бизнес-образовании могут позволить себе единицы, так как работа профессора «премиум-уровня» на Западе оценивается в среднем в $7000–10 000 в день. Стоимость одного часа индивидуального тренинга с коучами по лидерству может доходить до 500 долларов. «Что уж говорить о проведении целевых workshops по такому популярному направлению, как переговоры: топ-программы MBA и EMBA платят провайдерам данной услуги вплоть до $50 тыс. за двухдневный семинар, – объясняет Валерия Павлюковская, директор «СКОЛКОВО Executive MBA». – Соответственно, если мы говорим о бизнес-школе в России, которая хочет не просто позиционироваться, а в действительности предоставлять образовательные услуги на уровне лучших международных MBA-программ, она должна принять эту экономическую логику, что автоматом скажется на стоимости программы для студентов».

Да, логика понятна. Но так же очевидны и наши экономические реалии в совокупности с рядом социальных факторов. «С точки зрения издержек хорошее бизнес-образование в Москве не может стоит дешевле, чем в Европе, – уверен Сергей Гуриев. – Качество жизни ниже, чем в европейских или американских городах, профессорам и ключевым сотрудникам приходится платить больше. Поэтому российские бизнес-школы попадают в замкнутый круг: они хуже и дороже, поэтому им достаются только те студенты, которые по каким-то (например, семейным) причинам не хотят или не могут уезжать из России». А если качество студентов ниже, то труднее нанимать профессоров и т.д. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, необходим либо существенный стартовый капитал (как в «Сколково»), либо партнёрство с западными школами. К слову, у Гуриева РЭШ – не бизнес-школа, плата за обучение для неё не единственный источник дохода. По словам ректора, им в Российской экономической школе удалось создать «критическую массу профессоров-исследователей международного уровня», а это значит, что теперь «существенно легче привлекать новых профессоров и создавать совместные программы с такими лидерами бизнес-образования, как INSEAD».

Анализируя динамику в прайс-листах наших бизнес-школ, президент Российской лиги MBA Юрий Тазов подчеркнул, что стоимость программ с начала кризиса 2008 года перестала расти: бизнес-школы, напуганные ожидаемым снижением спроса, заморозили цены. Есть и обратный тренд – стоимость программ Executive MBA и DBA, напротив, растёт. «Что абсолютно логично, поскольку в кризисное время, как правило, спрос на премиум-сегмент не уменьшается», – заключает Тазов. Сегодня на получение «приличного» MBA нужно приготовить от 450 тыс. рублей. Но, конечно, о «Сколково» с такой суммой в кошельке речь даже не идёт.

«Суррогатные» программы МВА нижнего ценового сегмента на рынке бизнес-образования присутствуют довольно давно, однако большинство потенциальных слушателей программ МВА/ЕМВА хорошо понимают, чего стоит тот или иной бренд бизнес-школы. Поэтому взрывного спроса на «дешёвые» программы и не произошло, уверены в Лиге MBA. «Отход государства от аккредитации программ МВА не должен кардинально изменить расстановку сил на рынке бизнес-образования, поскольку ведущие игроки уже определились и догнать их будет нелегко», – подчеркивает Юрий Тазов.

К чему готовы

И все же сколько – со всеми «но», «если» и «может быть» – должен стоить курс MBA российского образца? Так, чтобы у слушателя не было сомнений в ценности знаний и цене образования?

Ни для кого не секрет, констатируют в «Сколково», что большинство топовых программ Full-time MBA в мире, как ни странно, убыточны. По сути, это самая затратная форма обучения для любой бизнес-школы, которая подразумевает тысячи преподавательских часов. Поэтому оценить «адекватность» стоимости с точки зрения бизнес-школы довольно сложно.

Если же судить с точки зрения студента, задумавшегося о получении качественного бизнес-образования международного уровня, речь будет идти о суммах от 60 тыс. евро и выше. «Расчёт прост: услуги профессоров международного уровня оцениваются в среднем в $7000–10 000 в день, – рисует схему Павлюковская. – Профессора должны не только прочесть свои лекции, но и потратить время на работу со студентами. Прибавьте к этому групповых или индивидуальных экспертов, тренеров, спикеров, консультантов проектной работы, международные модули, административные, логистические и прочие расходы, и вы быстро придёте к пониманию, что маржинальность истории такого уровня «очень даже» может быть со знаком минус.

Новая форма

Как ни крути, МБА отечественного образца меняет своё лицо, следуя международным трендам. Появляются индивидуальные учебные планы, когда студентам в рамках программы дают возможность сделать упор на определённые предметы. Растёт число специализированных программ. В их числе, к примеру, программы по развитию семейного бизнеса или по развитию лидерских качеств. Есть и очень узкие программы, которые тем не менее популярны. Среди них – «Лидерство для женщин» или «Развитие soft skills – презентационных навыков, навыков коммуникации и взаимодействия». «Появляются совершенно уникальные программы. Например, программа проектного обучения, придуманная одной из канадских бизнес-школ: студенты в рамках этой образовательной программы меняются местами работы, чтобы открыть в себе новые возможности и переоценить свои навыки и умения», – делится Валерия Павлюковская.

Впрочем, не стоит думать, что ассортимент программ и форматов MBA раздулся до невообразимых размеров. «Пока формат программ Executive MBA меняется медленно, – рассуждает Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. – А это единый стандарт бизнес-образования, известный и принятый во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, глобальных изменений в формате программы пока не произойдёт».

«Длинные» программы МВА во всём мире начинают сдавать позиции, делится Юрий Тазов, поскольку у работающих управленцев всё меньше свободного времени. К тому же академические программы МВА страдают недостаточной «практикоориентированностью». Выраженными становятся две тенденции. Первая – сокращение продолжительности программ МВА. Вторая – активный рост краткосрочных и среднесрочных программ для руководителей высшего звена крупных и средних компаний, владельцев бизнеса. Можно обозначить и наметившийся третий тренд. «Это резкое перераспределение учебного времени программ в пользу игровых, симуляционных форматов», – обозначает его Тазов. Что, безусловно, обрадует неусидчивых слушателей, которым не хочется возвращаться в студенческое прошлое с унылыми лекциями.

Читать далее.

Наша справка: Олег Смолин является почётным профессором Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.

temp_anons:
«Взрослеем!» Так – одним ёмким словом – характеризуют состояние российского MBA участники рынка бизнес-образования. Действительно, первые дипломы с заветной аббревиатурой в России появились 21 год назад. А значит, образование вполне «совершеннолетнее», но, как и всякий молодой человек в этом возрасте, только начинает своё по-настоящему взрослое становление.