Политику и политиков надо менять


Политику и политиков надо менять

Впереди выборы столичного мэра. И вот нас уже уверяют, что лучшего кандидата, как только от власть предержащих, не найти. Что нет иных достойных, знающих, что и как надо делать. Давно ведётся огульная критика всех без исключения депутатов Госдумы, а ведь это единственный орган власти, на состав которого мы можем при большом желании хоть как-то повлиять, через выборы (исполнительную власть не избираем). Кому и зачем нужна такая дискредитация, вполне очевидно. Сегодня речь о другом.

Что на самом деле происходит в стенах Государственной Думы, какие там ведутся споры и разыгрываются сражения, не узнаешь ни из газет, ни из «телеящика». Самые неравнодушные информацию могут почерпнуть из стенограмм заседаний Госдумы, которые публикуются на официальном сайте нижней палаты российского парламента, да вот только, кто ж читает такие многостраничные документы? А жаль!

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент стенограммы пленарного заседания Государственной Думы от 24 мая 2013 года. В рамках «правительственного часа» в Думу приглашён министр регионального развития Игорь Николаевич Слюняев. После его гладкого самоотчёта возникло немало вопросов, депутаты выходили за трибуну, однако наиболее интересными нам показались вот эти два выступления.

Иконников В.Н., фракция КПРФ.

Уважаемые коллеги, одним из важнейших объективных критериев эффективности реализуемой в стране региональной политики является динамика различий между лидирующими и отстающими субъектами Федерации по основным показателям социально-экономического развития. В России эти различия традиционно велики, и они, к сожалению, продолжают расти внушительными темпами. К примеру, если по среднедушевому показателю валового регионального продукта в 2003 году субъекты Российской Федерации различались в 58 раз, то уже в 2010 году этот показатель превысил 67 раз. Более 70 процентов собранных доходов сформировано на территориях десяти субъектов Российской Федерации, при этом около 50 процентов приходится на город Москву.

Действующая модель региональной политики создаёт антистимулы для развития экономики большинства регионов. Полагаем необходимым Правительству Российской Федерации разработать проект федерального закона об основах государственной региональной политики в Российской Федерации, в котором необходимо предусмотреть увязку отраслевого и территориального принципов государственной региональной политики. В этой связи считаем необходимым при подготовке внесённого правительством проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении предусмотреть и в нём концептуальный документ в области регионального развития — концепцию региональной политики Российской Федерации, разрабатываемую в недрах Минрегиона, и хорошо, что сегодня Игорь Николаевич Слюняев поддержал это предложение.

К вопросу о межбюджетных отношениях и необеспеченных мандатах. Следует посмотреть в этой связи, как исполняются указы Президента Российской Федерации от 2012 года. Счётная палата отмечает, что дефицит средств только на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 году наблюдается почти во всех регионах и составляет более 140 миллиардов рублей. Более двух третей регионов говорят о нехватке собственных ресурсов на исполнение указов в полном объёме. Нельзя не видеть, что угроза невыплаты зарплат в четвёртом квартале 2013 года может стать реальностью, если Правительство Российской Федерации не предпримет меры, в том числе по поддержке региональных консолидированных бюджетов.

Другая проблема, связанная с исполнением указов, — это обеспечение жильём детей-сирот. Несмотря на запланированный объём финансирования на 2013 год, регионы столкнулись с резким ростом текущих финансовых обязательств в связи с увеличением числа очередников и обращений граждан в судебные органы. В результате дополнительная потребность на исполнение судебных решений по обеспечению жильём детей-сирот превышает выделенные ассигнования в полтора — два раза, а это проблема, и регионы просят увеличить долю софинансирования на эти цели из федерального центра до 50 процентов.

Давайте посмотрим исполнение закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», осуществляемое в рамках федеральной целевой программы «Жилище». На реализацию подпрограммы по выполнению гособязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, на 2011—2015 годы в бюджете предусмотрено только 52,5 процента средств от общего объёма финансирования, то есть заранее планируется результат — что целевые показатели программы не будут достигнуты.

Другая региональная проблема связана с обеспечением жильём ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и аналогичным указом Президента Российской Федерации: размер социальной выплаты не позволяет ветеранам приобрести жильё, требуется привлечение значительных дополнительных средств. Объём субвенций из федерального бюджета регионам на социальные выплаты рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по региону, устанавливаемой Минрегионом. К примеру, на первый квартал 2013 года стоимость 1 квадратного метра жилья, установленная Минрегионом, по Орловской области составляет 25,4 тысячи рублей, при этом средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья составляет около 36 тысяч рублей. Соответственно, общий размер социальной выплаты ветерану составляет 914 тысяч рублей, а реальная стоимость однокомнатной квартиры колеблется в диапазоне от 1 миллиона 200 тысяч до 1 миллиона 600 тысяч рублей. Регионы вынуждены крутиться как «ужи на сковородке», чтобы обеспечить ветеранов жильём. Такую политику надо менять.

Складывающаяся в регионах ситуация вновь поднимает проблемы федеральных необеспеченных мандатов и сбалансированности региональных бюджетов, в том числе и долгов. Если регионы увеличивают долги, в дальнейшем они вынуждены будут идти на дополнительные заимствования. Ряд регионов находится в предбанкротном состоянии. К примеру, в Карелии с учётом принятых расходных обязательств к концу 2013 года долг возрастёт до 68 процентов от объёма налоговых доходов бюджета… (Микрофон отключён.)

Председательствующий., первый заместитель председателя Государственной Думы А.Д. Жуков. Добавьте полминуты.

Завершайте, пожалуйста.

Иконников В.Н. Очевидная необходимость проведения реструктуризации бюджетных кредитов понятна многим, этого требуют субъекты Российской Федерации, и правительство должно сменить бюджетно-кредитную политику в отношении регионов, исключив наращивание их долгов, их долговой кабалы.

Министерству регионального развития желаю успехов! (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Галина Петровна Хованская.

Хованская Г.П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я обращаюсь ко всем — к коллегам из исполнительной власти и к своим коллегам из депутатского корпуса. Серьёзнейшая проблема, но так как у меня всего четыре с половиной минуты, буду говорить тезисно только о том, что, как мне представляется, ещё нужно сделать.

Продлили приватизацию — население это встретило очень хорошо, но нам надо завершить этот процесс.

Я прошу не отвлекать министра. Сергей Евгеньевич, сделайте, пожалуйста…

Председательствующий. Геннадий Васильевич, депутаты и представители фракций выступают в том числе для того, чтобы министр и его коллеги слушали.

Из зала. (Не слышно.)

Хованская Г.П. Я не пишу конспекты, я всегда говорю по памяти.

Нужно завершить эту тему, разрешив бессрочную приватизацию жилья для тех, кто стоит в очереди на социальное жильё и не по своей вине не может его получить в течение двадцати с лишним лет, и для детей-сирот. Я имею в виду не только всех очередников, но и военнослужащих тоже. Это тема номер один.

Тема номер два — обеспечение жильём участников Великой Отечественной войны. Занижена стоимость квадратного метра, об этом уже говорилось, но есть ещё одна несправедливость, которую мы должны устранить: при переезде из одного региона в другой, где существует ценз проживания, не обеспечивают жильём этого человека, этого инвалида, этого ветерана — значит, пусть дадут ему хотя бы сертификат по старому месту жительства, пусть даже из расчёта по заниженной стоимости квадратного метра, но он должен своё право реализовать. И вообще, на всех, кто до указа президента переехал, не должен распространяться этот ценз оседлости.

Мы не только решили проблему приватизации, но и внесли закон о деприватизации жилья, которая сейчас становится актуальной в связи с дополнительной нагрузкой на семьи нищих собственников жилья — этот класс мы, к сожалению, создали в процессе приватизации. Идёт активнейшая работа по некоммерческому найму жилья, но это введение нового института, это целый пул законопроектов. Минрегион активно включился в работу, его представители есть в нашей группе — здесь претензий нет, но работа колоссальная, призываю всех присоединиться и участвовать в этом процессе.

Далее, строительство социального жилья. Уважаемые коллеги, ну хватит нам жонглировать миллионами квадратных метров, давайте жонглировать теми метрами, которыми мы решили проблему, выполнив обязательства государства перед очередниками на жильё! Ну хорошо, один богатый человек приобрёл ещё одну квартиру, дом — ради бога, я ему желаю удачи, — но мы должны выполнять государственные обязательства перед людьми, перед гражданами в соответствии с Конституцией Российской Федерации!

Когда мы завершим работу по некоммерческому найму, следующий наш проект будет направлен на то, чтобы кооперативы сделать действительно кооперативами. Сейчас этим направлением занимается Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, но нужно вспомнить, что такое кооператив, — этот законопроект у нас тоже будет разработан.

Следующее — аварийное жильё. Условия софинансирования мероприятий по переселению — об этом говорил даже президент, я не буду повторяться, — такие, что нереальны для выполнения дотационными регионами. Ну что мы сами себя обманываем, играем в эту игру?!

Ещё одна несправедливость. Давайте один раз и навсегда решим проблему переселения очередников. Ну что же мы очередников переселяем в равнозначное жильё по квадратным метрам, из коммуналки в коммуналку? Нужно всё-таки эту проблему решить по-человечески, один раз и навсегда.

Капитальный ремонт. Нельзя прекращать финансирование капитального ремонта. У меня претензия к правительству: мы все от имени Государственной Думы обращались в правительство с тем, чтобы выделили дополнительное финансирование Фонду содействия реформированию ЖКХ на цели капитального ремонта — никакой реакции на сегодняшний день не имеем, мы с этим согласиться никак не можем!

Принят закон по капитальному ремонту, предусматривающий две схемы. Надо сделать эти схемы действительно равнозначными, равноценными, потому что сегодня идёт лоббирование схемы так называемого общего котла, которая, в общем-то, работает в целом ряде регионов, но руководство этих регионов думает, что они знают всё лучше собственника, что они за собственника всё решат, и они вот таким образом лоббируют этот вариант. Но у нас полно ответственных собственников, и поэтому нужно эти схемы сделать действительно равноправными и подводные камни из этого закона убрать: и по принятию решений, и по прочим всяким делам, и по ограничению по региональным банкам, и по открытию счетов управляющим организациям — всё это надуманные ограничения, которые действительно мешают процессу… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте полминуты.

Хованская Г.П. Вы знаете, огромный портфель законопроектов, который уже не закрывается, находится в нашем комитете. Я напоминаю, что нужно прекратить банкротство ТСЖ и ЖСК, — законодательная инициатива по этому поводу внесена. Нужно выполнить решение Конституционного Суда об обращении взыскания на жильё, которое занимается сверх всяких норм. У нас совершенно не будет работать закон № 261, если регионы не предусмотрят в своих бюджетах помощь малоимущим семьям… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте полминуты.

Хованская Г.П. Спасибо большое.

Уважаемые коллеги, я вам хочу пожелать плодотворной работы. У нас с вами конструктивная работа идёт, и я хочу, чтобы она носила длительный характер, чтобы прекратилась кадровая чехарда в вашем министерстве, потому что нам нужно строить долгосрочные, взаимовыгодные и плодотворные отношения.

Спасибо вам большое за внимание.

Полный текст стенограммы.

temp_anons:
Впереди выборы столичного мэра. И вот нас уже уверяют, что лучшего кандидата, как только от власть предержащих, не найти. Что нет иных достойных, знающих, что и как надо делать. Давно ведётся огульная критика всех без исключения депутатов Госдумы, а ведь это единственный орган власти, на состав которого мы можем при большом желании хоть как-то повлиять, через выборы (исполнительную власть не избираем). Кому и зачем нужна такая дискредитация, вполне очевидно. Сегодня речь о другом.