По указу главы государства уже через год-другой кружки должны охватить 75% детей и минимум наполовину остаться бесплатными. Но Минфин дал президенту окорот, не выделив на эти цели ни рубля.
Первый зампред Комитета Государственной думы по образованию, сопредседатель общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин:
— Сфера допобразования детей — одна из самых пострадавших от так называемой реформы образования. Разрушается уникальная система советских времен, особенно мощная в художественном образовании. И хотя количество кружков формально не сокращается, сильно упало качество, а многие стали платными. Удивительно, но по указу президента к 2017 году 75% детей нашей страны должны иметь возможность получать дополнительное образование, причем не менее половины — за счет бюджета. Однако в 2015 году бюджет не выделил на эти цели ни рубля: Минфин попросту отказался дать деньги, поставив себя выше президента! Между тем мы считаем, что это не затраты, а вложение в человеческий капитал! И потому, что оплатить хотя бы один кружок для ребенка в десятки, а то и в сотню раз дешевле, чем потом содержать его в местах лишения свободы. И потому, что для преодоления острейшего дефицита инженеров и высококвалифицированных рабочих приобщать к технике надо с детства: упустишь время — и интереса не пробудить. Сейчас в технических кружках занимается катастрофически мало ребят — 6%. Казалось бы, надо расширять сферу технического допобразования, причем, разумеется, бесплатно. А средств из бюджета не отпускается. Это шаг далеко назад не только по сравнению с советскими временами, но и с президентским указом. Государство обязано выделить деньги на детские кружки из своих, пусть и не очень больших средств. Причем право на определенный объем бесплатного образования, по нашему мнению, должен закрепить федеральный закон. Сегодня оно регулируется лишь образовательным стандартом. Но его реализация возложена на регион, ответственность — на школу, а государство не гарантирует ничего. Мы предлагаем законодательно закрепить ответственность за учредителем.
Другая острая проблема связана с попыткой перевести все кружки в школы. Конечно, если ребенок хочет и может получить что-то в своей школе, это прекрасно! Но далеко не каждый учитель может руководить кружком, ведь это и другая специальность, и иной тип отношений с детьми. Множить школьные кружки ценой разгрома сложившейся системы дополнительного образования ни в коем случае нельзя! Кружки должны быть и в школе, и в детских центрах творчества! Нынешний закон разрешает сетевое взаимодействие, так что образовательного резона в слиянии центров детского творчества с общеобразовательными школами нет. А вот вполне прагматические цели — освоить имущество и, как говорят в Москве, «управлять имущественным комплексом» — просматриваются.