Пришедшие к власти бывшие функционеры
вместе с бывшими “теневиками” сделали гигантские состояния и превратились в
“новых русских”, совершив четыре “ограбления века”, причем три из них
– в отношении вкладчиков.
- Уничтожение трудовых сбережений
советского периода в результате гайдаровской “шоковой терапии”, когда в “дым”
были превращены примерно 400 миллиардов прежних рублей, т.е. в современных деньгах
около 12 тысяч миллиардов (более пяти годовых бюджетов страны). - Приватизация по Чубайсу, который
обещал, что на ваучер каждый сможет купить “Волгу”, а то и две. В результате
“простые люди” продали свои ваучеры за бесценок, за бутылку водки или вложили
их в “отличные” компании типа “Хопер-инвест”. Зато “новые русские” получили
собственности, по некоторым оценкам, на 700 миллиардов долларов (примерно 22
тысячи миллиардов рублей по современному курсу). На эти деньги действительно
можно купить Волгу и в придачу все расположенные на ней города — от Ярославля
до Астрахани. К сожалению, народ не всегда понимает, что это ограбление — самое
крупное и не требует свою собственность назад. - Великий обман вкладчиков финансовыми
мошенниками типа МММ и РДС, в результате которого в карманы “новых русских”
перешло еще около 20 триллионов рублей в ценах 1995 г. (в современных ценах
— более 100 миллиардов). - Крах 17 августа 1998 г. грандиозной
государственной финансовой “пирамиды”, созданной правительствами В. Черномырдина
и С. Кириенко. При этом чуть ли не впервые в мировой практике одновременно были
применены два способа выворачивания карманов: девальвация (официальное обесценивание)
рубля и дефолт (отказ платить по долгам). До наших “новаторов” эти способы применялись
поодиночке. В результате сбережения граждан еще упала в цене более чем в четыре
раза.
Находящаяся у власти политическая
группировка, безусловно, несет ответственность за все эти “ограбления”. В отношении
вкладчиков Сбербанка советских времен это официально признано Федеральным Законом
“О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”.
В Законе эти вклады официально объявлены государственным долгом, а, следовательно,
сами вкладчики либо их наследники вправе рассчитывать на его возвращение. В
свое время, будучи депутатом Совета Федерации, я активно поддерживал этот Закон.
Однако исполняется он безобразно по двум главным причинам.
Во-первых, в результате экономической
катастрофы и грандиозного разворовывания доходы страны настолько уменьшились,
что для расчета только по долгам вкладчиков Сбербанка потребовалось бы более
пяти федеральных бюджетов 2003 г. или тринадцати бюджетов 1999 г.
Во-вторых, затрачивая от четверти
до двух пятых расходной части бюджета на обслуживание государственного долга,
страна лишь ничтожную часть этой огромной суммы отдает своим вкладчикам — ветеранам,
руками которых создано почти все наше национальное богатство. Так, в бюджете
2003 г. из общей суммы расходов бюджета примерно 2,3 млрд. рублей на обслуживание
внешнего предусматривается почти 500 млрд. рублей, а всем вместе взятым российским
вкладчикам, по преимуществу ветеранам и инвалидам – около 20 млрд. Соотношение
этих чисел — один из самых ярких показателей полного пренебрежения власти к
своему населению, а равно и ее готовности служить иностранному капиталу (подробнее
см. раздел “Промышленная и финансовая политика”).
За время работы в Госдуме второго
и третьего созыва мною были сделаны следующие шаги по защите интересов обманутых
вкладчиков, причем все — с подачи омских избирателей.
- Еще во Вторую Думу был внесен
проект Закона, предусматривающий компенсацию вкладов граждан, сделанных в Сбербанке
не до 20 июня 1991 г., как предусмотрено в настоящее время, а до 1 января 1992
г. Несколько лет законопроект пролежал в Комитете по делам общественных объединений
и религиозных организаций, и лишь в 1999 г. аналогичный закон, предложенный
Московской областью, при моей активной поддержке был принят Госдумой, однако
решительно отклонен Советом Федерации. Третья Дума вето Совета Федерации преодолевать
не решилась, а согласительную комиссию создать не удалось. Видимо, судьба этого
закона зависит от будущих выборов. - В адрес Правительства было сделано
несколько депутатских запросов о возможности погашения долгов вкладчиков “взаимозачетами”:
в виде оплаты жилья и коммунальных услуг, выдачи лекарств, приобретения товаров
и т.п. К сожалению, все ответы, полученные из Правительства, были отрицательными. - После краха 17 августа 1998 г.
я активно поддерживал принятие Закона, гарантирующего вкладчикам новых банков
компенсацию потерянных денег. Однако Закон дважды отклонялся Советом Федерации,
причем во второй раз — в редакции согласительной комиссии. - Во Второй и Третьей Думе мною
активно поддерживался законопроект депутата П. Медведева, предусматривающий
создание системы страхования банковских вкладов. Смысл законопроекта заключается
в том, чтобы:
- за счет отчислений банков (но
не граждан) создать специальный страховой фонд на случай разорения одной или
нескольких банковских структур; - компенсировать гражданам из этого
фонда потерянные вклады либо в полном объеме (при небольших суммах), либо
по регрессивной шкале (чем больше вклад, тем меньше процент компенсации).
Законопроект неоднократно отклонялся Советом Федерации, Президентом В. Путиным
и в конце концов был снят с рассмотрения. Однако, по заявлению его автора
на пленарном заседании Госдумы, достигнуто соглашение с Президентской Администрацией
и новая версия законопроекта скоро будет внесена в Парламент.
Один из самых тяжелых вопросов на
встречах с избирателями — когда государство рассчитается с обманутыми вкладчиками.
До недавнего времени на него я отвечал так: “Не выбрасывайте Ваши сберкнижки
и не сдавайте их в Сбербанк — не Вы, так Ваши дети по ним что-нибудь получат”.
Однако ситуация резко изменилась, когда Правительство внесло в Думу проект Закона,
который я не могу оценить иначе, как пятую попытку ограбления вкладчиков, но
уже в XXI веке. Закон выполнен в духе известного шулерского принципа: кому я
должен – всем прощаю! Правительство – автор закона – предлагает:
- приравнять рубль 1991 года к современному,
т.е. обесценить его в 30 с лишним раз; - по обесцененным вкладам рассчитываться
неопределенно долго, так сказать “по мере возможностей бюджета”, наверное,
до тех пор, пока рубль не станет дешевле советской копейки. Напомню еще раз:
то же самое Правительство полной мерой платит иностранным кредиторам.
Сколько хватает сил, мы блокируем
принятие очередного грабительского закона предавшим своих избирателей думским
большинством. Однако на вопрос: “Когда рассчитаются с вкладчиками?”, я вынужден
теперь отвечать иначе: “Когда выберите такого Президента и такой Парламент,
которые изменят экономический курс и будут ценить тех, кто создавал страну,
а не тех, кто ее разворовывал!”