Род мой не дворянский, но крестьянский.
Прадеды и деды в молодости пахали землю: по одной линии – на Украине, по другой
– на Волге. Впрочем, судя по фамилии, когда-то в роду были и сельские ремесленники.
Катаклизмы советской истории семью не обошли: оба деда попали под репрессии.
Но, слава богу, их судьбу и характер это не сломало.
А вот родители мои уже интеллигенты
в первом поколении. Оба — учителя: отец – математики и физики, а мама – литературы
и русского языка. Судьба свела их в Омском пединституте, после окончания которого
они отправились в целинный Северный Казахстан. Там, в селе Полудено родились
дети: сначала сестра Светлана, а затем и я. Годы, проведенные в селе, быть может,
лучшие не только в моей жизни, но и в жизни родителей.
Отец мой, Николай Трофимович, прошел
войну пулеметчиком. В семье мы не раз обсуждали, в чем было его главное призвание:
учить детей или растить сады. Посаженный им фруктовый сад в селе был лучшим,
а в Северном Казахстане – одним из первых. Учителем отец проработал всю жизнь.
Много лет руководил сельской школой, а позднее школой № 100 в Омске. Среди его
учеников – крупные хозяйственные руководители, ученые и журналисты. Но главное
– тысячи детей всех национальностей из “простых” и неблагополучных семей в казахстанском
селе и омском “Порт-Артуре”. Его педагогическим девизом было: “Трудных детей
не бывает”. До сих пор мне нередко приходится слышать: “Здравствуйте, я ученик
Вашего отца…”.
Отец сохранил свои убеждения и веру
в социальную справедливость. Поэтому жизнь его укоротили не только фронт и ранения,
но и потрясения 1990-х гг. Похоронив его на Дружинском кладбище, мы написали
на надгробии: “Фронтовик – Учитель — Человек”!
Благодарение богу, жива мама, Анна
Фоминична. Она тоже всю жизнь учила детей, вела литературные и драматические
кружки, прекрасно пела в молодости.
Психологи говорят, что у каждого
человека стремление к общественным достижениям во многом зависит от количества
материнской любви, полученной в детстве. Свою долю я получил сполна. Незрячего
сына мама возила по врачам, и от одной из них услышала: “Чего Вы с ним носитесь?
Он у Вас умственно отсталый!”. Может быть, это дополнительно подтолкнуло родителей
в дошкольном возрасте прочесть сыну чуть ли не всю классическую детскую литературу
и обучить устному счету. Учиться родители помогали всю жизнь. Серьезно больная
мама ездила со мной в Москву собирать в Ленинской библиотеке материалы для кандидатской
диссертации.
По семейной традиции сестра Светлана
тоже закончила Омский педагогический, став преподавателем иностранного языка.
С учетом моего исторического образования, семью часто называли “педсоветом Смолиных”.
В северо-казахстанском селе прожиты
первые 7 лет моей жизни, а следующие 44 – в Омске. Омскую среднюю специальную
школу-интернат № 95 (ныне — № 14) в 1970 году закончил с золотой медалью. Тогда
только что ввели новые правила присуждения медалей, и на всю область нас оказалось
17 человек. Параллельно закончил с отличием детскую музыкальную школу № 2 и
даже занял призовое место на детском областном конкурсе исполнителей на народных
инструментах. В 10-м классе получил 1-й разряд по шахматам.
В выборе профессии колебался между
музыкой и гуманитарными науками. В конце концов выбрал науки. Поступил на исторический
факультет Омского государственного педагогического института (ныне — университет).
Был Ленинским стипендиатом, участвовал в “Студенческих веснах” и межвузовских
шахматных турнирах. Несколько раз становился чемпионом области по шахматам среди
незрячих и однажды – чемпионом института. Получил диплом с отличием. Годы юности
вспоминаю как светлые, но трудные, всегда наполненные работой.
На последнем курсе института сделал
еще один жизненный выбор. После пяти лет дружбы в школе и институте мы с Надеждой
сыграли свадьбу, а прямо во время государственных экзаменов родился сын Женя.
После окончания института два года
работал учителем в Школе рабочей молодежи № 4, затем – ассистентом, старшим
преподавателем и доцентом в альма-матер – Педагогическом институте. В 30 лет
защитил кандидатскую диссертацию по философии в Уральском госуниверситете.
Считаю, что в жизни мне всегда везло
с учителями. Каждого из них помню поименно, а со многими встречаюсь до сих пор.
Свою главную книгу по образовательной политике назвал: “Знание — свобода”. Вот
текст на ее первой странице:
“Главным в моей жизни учителям:
родителям — Анне Фоминичне и Николаю Трофимовичу; учителям и воспитателям
Омской специальной школы-интерната № 95 и среди них Соколовой Валерии Александровне,
Кузнецовой Изольде Михайловне, Герониной Валентине Георгиевне; преподавателям
Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького Новикову
Ивану Никифоровичу, Фомину Борису Константиновичу, Худякову Виктору Николаевичу;
научному руководителю кандидатской диссертации Когану Льву Наумовичу
— с благодарностью до конца моих дней посвящаю”.
Политикой заниматься не собирался,
но был выдвинут в Парламент коллективом родного пединститута. В 1990 году избран
народным депутатом России, в 1993 – депутатом Совета Федерации первого созыва,
в 1995 – депутатом Госдумы второго созыва, в 1999 – депутатом Госдумы третьего
созыва. Каждый раз напрямую населением города и области.
В последнее время как-то перестали
задавать вопрос о депутатских привилегиях, но, думаю, скоро начнут. Скажу, не
дожидаясь: во-первых, за действующий Закон о статусе депутата не голосовал,
но, напротив, голосовал за все законы, уменьшающие депутатские социальные гарантии;
во-вторых, поскольку в депутаты избирается все больше предпринимателей, способных
купить голоса, все меньше из них живут на зарплату, особенно во фракциях “партии
власти”. Поэтому “за всю Одессу” отвечать не собираюсь, буду говорить только
о собственной жизни.
В Омске с женой Надеждой живем мы
в квартире недалеко от железнодорожного вокзала, которую мои родители получили
почти 35 лет назад. Квартира на 1-м этаже, “хрущевка”. Московская квартира на
Рублевском шоссе однокомнатная и по-прежнему служебная. Кажется, она осталась
единственной неприватизированной во всем доме. В связи со скорым окончанием
строительства дома Омским педуниверситетом, надеюсь вместе с несколькими десятками
профессоров получить новую квартиру, сдав свою университету. Имею дачный участок
– 7 соток. Дома на нем пока по-прежнему нет, зато есть строительный вагончик
и баня. Участок находится на самом берегу Иртыша. Летнего отдыха без воды не
представляю. Там написана добрая половина моих статей и книг, в т.ч. часть этого
отчета.
За прошедшие годы за рубежом, а равно
и в правительственных санаториях не отдыхал ни разу. Акций и счетов в зарубежных
банках нет. Налоговые декларации в инспекции Ленинского округа сдаю ежегодно
и в срок. Недавно появился мобильный телефон – оказывается, очень удобно. По
закону, зарплата депутата Госдумы увязана с зарплатой Министра. Однако конкретные
размеры ее устанавливает Президент. Поэтому обвинения в том, что депутаты положили
себе высокие оклады, справедливы наполовину. Это в Америке депутаты устанавливают
зарплату себе и Президенту, а в России зарплату себе и депутатам устанавливает
Президент.
В конце советского периода у нас,
а в Европе и Америке — до сих пор, зарплата парламентария сравнима с зарплатой
профессора. И это справедливо. К сожалению, сейчас в России зарплата управленцев,
включая депутатов, крайне завышена. В советский период профессор и депутат Верховного
Совета получали около 500 рублей, сейчас ставка профессора около 5 тысяч рублей,
а оклад депутата 16 тысяч, не считая разного рода накруток и премий, которые
ее практически удваивают.
Считал и считаю, что зарплата тех,
кто управляет, должна быть увязана с результатами труда, в данном случае – с
уровнем жизни народа. Когда страна идет на подъем, люди живут все лучше и лучше,
можно поднимать зарплату Президенту, министрам, депутатам. Когда страна валится
в яму, а народ нищает, об этом не может быть и речи.
Поэтому, во-первых, внес в Госдуму
закон, который должен поставить оклады высших чиновников и депутатов в зависимость
от средней зарплаты в стране, а во-вторых, уже много лет перечисляю часть депутатской
зарплаты тем, кто больше нуждается в деньгах. Начинал с 5 тысяч в 1997 году,
в 2002 году эта сумма выросла почти до 50 тысяч. Чем больше увеличивали зарплату,
тем больше отчислял за нужды людей. Деньги в основном шли на лекарства инвалидам
и пенсионерам, на нужды детей-сирот и детей-инвалидов, нашей культуры и образования.
Некоторые адресаты указаны в таблице, завершающей предыдущий раздел. Намерен
и дальше помогать людям, хотя, к сожалению, средств из депутатской зарплаты
хватает лишь единицам из многих тысяч.
Помимо законодательства и политики,
немного занимаюсь преподаванием и наукой: в России судьба парламентария непредсказуема,
поэтому “форму” по основной специальности надо держать. Прогнозы развития России,
сделанные мною на рубеже 1980-90 годов и сведенные в книгу “Куда несет нас рок
событий”, к сожалению, вполне подтвердились. Всего же мною опубликовано пять
авторских книг, семь книг в соавторстве и около 350 различных статей. Большинство
из них, конечно, относится к публицистике. Последняя книга названа “Излом: иное
было дано?” и прямо полемизирует со знаменитым изданием конца 1980-х годов.
Специально докторскую диссертацию
писать было некогда, но лет пять назад друзья подсказали, что получить степень
доктора наук можно по совокупности работ. В июне 2001 г. такая защита состоялась
в одном из ведущих Советов Московского педагогического госуниверситета. Диссертация
была посвящена образовательной политике и, естественно, обобщила результаты
размышлений и практической работы за предыдущее десятилетие. Учиться и заниматься
наукой намерен, пока живу.
Надеюсь, этой традиции последует
и сын Евгений. После окончания исторического факультета Омского госпедуниверситета
он немного поработал моим помощником, затем руководил Омским представительством
Всероссийского научно-технического информационного центра и, наконец, возглавил
небольшую туристическую фирму. В настоящее время сын получает второе профессиональное
образование в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Если
все будет нормально, получит диплом магистра управления в области культуры и
туризма.
В последние годы я получил несколько
знаков государственно-общественного признания: медаль К. Ушинского – высшую
педагогическую награду в стране; серебряный знак Уполномоченного по правам человека
за защиту этих прав средствами законодательства – такой знак ежегодно вручается
лишь 10 организациям и гражданам; наряду с губернатором Ярославской области
А. Лисицыным и мэром Москвы Ю. Лужковым, международную премию “Филантроп”, которая
для политиков выражается не в деньгах, но в виде почетного знака; медаль им.
Вавилова – высшую награду общества “Знание” России; вместе с четырьмя другими
депутатами, четыре раза избиравшимися в Парламент по одномандатным округам,
— Грамоту – высшую награду Госдумы.
Свободного времени в жизни работающего
политика практически нет. За последние много лет отчетливо помню только один
полностью выходной день, когда старался о работе даже не думать. Если же появляются
“просветы”, отдаю их книгам, плаванию, иногда – театрам и концертам, совсем
редко – шахматам. Люблю музыку в тесном кругу друзей – особенно песни бардов
и русские романсы. Играю практически на всех клавишных инструментах, а после
35 лет немного научился аккомпанировать себе на гитаре. Года три назад вдруг
снова почувствовал тягу к русской философской поэзии: Ф. Тютчеву, А. Фету и
особенно Е. Баратынскому. Вот лишь четыре его строки:
Дало две доли провиденье
На выбор мудрости людской:
Или надежды и волнения,
Иль безнадежность и покой.
Я свою долю выбрал: надежды и
волненья.
На всю оставшуюся жизнь.