Сегодня, 26 февраля в 3 часа ночи, умер мой друг и учитель, декан с 40- летним стажем исторического факультета, профессор Виктор Николаевич Худяков.
Фраза — «Если человек талантлив — он талантлив во всем» — слишком заезжена. Но Виктора Николаевича она характеризовала, как нельзя лучше.
Он был талантлив в науке — один из лучших историков Сибири. В омском педагогическом университете немало профессоров, но кличка «профессор» была только у одного, и это символический знак всеобщего уважения.
Виктор Николаевич талантлив в культуре. В студенческие годы он прекрасно читал стихи и знал их неимоверное количество из всей мировой классики. Впрочем, еще больше он знал советских бардовских песен, и, еще в молодости, общался с выдающимися советскими бардами.
Год назад, присутствуя на конкурсе студенческого творчества, мы с сожалением говорили, что уровень художественного чтения теперь упал, наверное, в том числе, и по причине ЕГЭ.
Виктория Николаевич был талантлив в общении. Он любимец женщин и детей. Вспоминаю, как другая знаменитость нашего исторического факультета — Наталья Федоровна Аруева рассказывала однажды, как ее подруга была разочарована, увидев вживую профессора Худякова. По рассказам, той же Натальи Федоровны и других женщин, она считала, что такой выдающий человек должен быть только красавцем, блондином высокого роста.
Виктор Николаевич был талантлив в дружбе. Я обязан ему четырежды.
Он принимал меня на факультет студентом, добился того, чтобы руководство института решилось принять меня — слепого парня, который после окончания университета преподавал в школе — на работу. Многие этого очень боялись.
Вместе с Константином Чуркиным, они вытолкнули меня в политику, и, как выяснилось, надолго.
Ну и наконец, Виктор Николаевич пять раз руководил моими избирательными кампаниями, и, каждый раз мы побеждали, вопреки законам политической науки, имея несравненно меньше денег, информационного ресурса, не имея административного ресурса, зачастую — даже борясь против него.
Но может главный талант профессора Худякова – талант преподавательский. На истфаке была создана атмосфера того самого, живого, образования, которого так не хватает современной России.
В студентах он видел, прежде всего, личность.
Очень многим открыл, что называется, дорогу в жизнь. И совсем не обязательно — только отличникам.
Думая о Викторе Николаевиче, я почему-то вспоминаю строки Генриха Гейне, написанные им на смертном одре:
«Свободен пост! Мое слабеет тело,
Один упал – другой сменил бойца!
Я не сдаюсь – еще оружье цело,
И только жизнь иссякла до конца.»
Виктор Николаевич боролся за свою жизнь до конца.
Пусть теперь земля будет ему пухом.