19 октября в здании Государственной Думы РФ состоялись очередные общественные слушания на тему: «Образовательная политика глазами родителей», инициированные Общероссийским общественным движением «Образование для всех».
Роль родительской общественности в образовании и воспитании, родители как законные представители прав и интересов ребенка, современные проблемы социально-активной школы, здоровье школьников и формирование основ нравственности и морали, вот неполный перечень тем, затронутых участниками встречи. По итогам обсуждения приняты следующие рекомендации.
1. Президенту Российской Федерации:
- наложить мораторий на любые решения и действия Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей в этой области;
- внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона об обязательном полном среднем образовании;
- поручить Правительству РФ разработать нормативные правовые акты и обеспечить бюджетное финансирование мероприятий, направленных на первичную профилактику антисоциальных проявлений среди детей и молодежи (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания).
2. Правительству Российской Федерации:
Отказаться от принятия или отменить концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:
- введение платы за обучение в школе под предлогом сокращения учебной нагрузки для учеников и учителей;
- исключение из школьного стандарта минимального содержания образования;
- переход к 12-летнему школьному образованию (в том числе путем создания «предшкольной» ступени);
- введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузах;
- передачу на бюджеты регионов оставшихся в федеральном ведении профессиональных учебных заведений: ПТУ, ССУзов, а в будущем и вузов;
- «реструктуризацию» (сокращение или закрытие) сельских школ.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
3.1. Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:
- расширение возможностей получения бесплатного (за счет бюджетов) образования, в том числе в будущем переход от общедоступности и бесплатности к всеобщности и обязательности полного среднего или начального профессионального образования для всех желающих его получить;
- обеспечение школ учебниками и методической литературой за счет федерального и региональных бюджетов по принципу 50/50;
- обеспечение каждому ребенку реальной возможности осуществить его конституционные права на дошкольное образование вместо предложенного предшкольного образования, которое фактически лишит ребенка детства и нанесет урон развитию личности;
- увеличение детского пособия до размеров прожиточного минимума;
- введение за счет федерального и региональных бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий педагогов-новаторов, увеличение расходов по федеральной целевой программе «Здоровый ребенок»;
- восстановление разрушенной сети детских дошкольных и молодежных культурных, оздоровительных и спортивных учреждений;
- обеспечение горячим питанием за счет федерального и региональных бюджетов всех детей в начальной школе, а малообеспеченных детей в основной и старшей школе, в ПТУ и ССУЗах;
- добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации для выпускников школ и как инструмента конкурсного отбора для вузов;
- сохранение в полном объеме действующей системы отсрочек от военной службы старшеклассникам, учащимся ПТУ, студентам вузов и техникумов, аспирантам;
- увеличение ставок и окладов педагогическим работникам до средней зарплаты в промышленности;
- создание дополнительных гарантий реализации прав на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами;
- принятие закона о комиссиях по делам несовершеннолетних.
3.2. Разработать законопроекты, направленные на искоренение коррупции в образовании путем:
- создания механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом;
- обязательного публичного информирования родителей о количестве собранных внебюджетных средств и направлениях их использования;
- регулярного отчета руководителей образовательных учреждений для детей перед трудовыми коллективами и собраниями родителей, в том числе об использовании внебюджетных средств;
- регулярные анонимные социологические опросы работников, студентов, старшеклассников и их родителей по проблемам совершенствования учебных заведений, включая вопросы коррупции.
4. Родительским общественным движениям, союзам, советам и комитетам:
С целью реализации прав на участие в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом и искоренения нарушений конституционных прав детей:
- включаться в общественное движение «Образование для всех», создавая отделения в регионах, городах, поселках, учебных заведениях;
- добиваться исполнения п.7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», который устанавливает, что родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса;
- создать при федеральных и региональных органах законодательной власти родительские экспертные советы по законодательству в образовании;
- добиваться включения представителей экспертных советов родителей в окружные, городские и федеральные экспертные советы по содержанию образования и учебной литературе.
5. Средствам массовой информации:
- организовать серию передач, круглых столов, публикаций на тему «Образование глазами родителей»;
- исключить или перенести на ночное время боевики, программы откровенно эротического характера, а также другие передачи, способные оказывать негативное нравственное влияние на детей и подростков.
Участники общественных слушаний рекомендуют провести съезд образовательной общественности.