Стенограмма ГД от 26.03.2018
14-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть третью статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Докладывает Олег Николаевич Смолин.
Смолин О. Н.
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович!
Вашему вниманию предлагается законопроект, название которого Иван Иванович уже озвучил.
Я хочу начать с благодарности 15 депутатам, которые присоединились к внесению этого законопроекта, а заодно правительству и комитету Государственной Думы профильному, которые поддержали этот законопроект.
Теперь по сути. Законопроект частный, но полезный. Дело в том, что в настоящее время все абитуриенты, которые поступают в вузы на основе Единого государственного экзамена, имеют возможность сдать документы в 5 вузов на 3 образовательные программы или на 3 специальности, другими словами в каждый. Это расширяет возможности поступления в зависимости от того, какой конкурс возникает на какие образовательные программы.
При этом абитуриенты с инвалидностью, которые поступают в рамках 10-процентой квоты, могут подавать документы на одну специальность в один вуз, они не могут воспользоваться своей квотой, льготой по квоте, только по одной специальности в одном вузе.
В принципе, коллеги, у нас достаточно 10-процентой квоты, потому что количество абитуриентов и студентов с инвалидностью существенно ниже 10 процентов. Однако достаточно часто возникают ситуации, когда между людьми с инвалидностью, абитуриентами с инвалидностью возникают конкурсы из-за того, что, именно потому, что они могут подать документы в рамках этой квоты только на одну специальность в один вуз. Это понижает возможность абитуриентов с инвалидностью поступать в высшие учебные заведения.
Нашим законопроектом мы хотим предоставить абитуриентам с инвалидностью те же права, которые имеют остальные абитуриенты в Российской Федерации. Это вполне соответствует, как вы понимаете, и Конвенции ООН о правах инвалидов, и принципу равных возможностей.
В качестве аргументации в пользу этого законопроекта помимо того, о чем говорил, хочу еще раз подчеркнуть, что, по мнению очень серьезных экономистов ключом к модернизации в XXI веке является развитие человеческого потенциала. Люди с инвалидностью — это часть нашего человеческого потенциала. И, к сожалению, коллеги, прогнозы по этой части состоят в том, что людей с инвалидностью у нас будет становиться все больше и больше.
Сейчас, согласно данным программы «Доступная среда», к 2020 году мы должны обеспечить трудоустройство не менее 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста. По данным Минтруда, сейчас таких около 30 процентов. Но если считать трудоустроенных в течение 4 месяцев в год, таких только 26 процентов. Понятно, что образование не гарантирует человеку с инвалидностью право на трудоустройство, но оно значительно повышает шансы быть трудоустроенным, стать полноценным гражданином в отношении, относительно независимым от государства, приносить пользу обществу, и так далее, и так далее.
Прошу поддержать законопроект, тем более что большинство субъектов Российской Федерации, которые дали на него отзывы, дали эти отзывы положительные.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Лидия Николаевна Антонова.
Антонова Л. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Действительно, представленный законопроект очень актуален. Я думаю, что все понимают его важность. И Олег Николаевич, и многие из нас, кто в зале, мы имеем возможность работать по этой тематике уже не первый год. И я думаю, что действительно он не решает, может быть, проблему предоставления рабочего места. Но мы об этом думаем, работаем в этом направлении. И я думаю, что этот закон, принятый нами, поможет человеку, который имеет проблемы со здоровьем, чувствовать себя более свободно, полноценно, востребованно в нашем обществе.
Поэтому прошу принять данный законопроект в первом чтении. Он поступил к нам из Правового управления Думы без замечаний. Правительство также поддержало. И, коллеги, я думаю, что это будет новым шагом в развитии возможностей всех наших детей.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Лидия Николаевна.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Олег Николаевич, вопрос такого порядка. Я полностью согласен, что в период прохождения военной службы есть структуры, к примеру, МЧС, Росгвардия и другие, где, наряду с военной службой, присутствуют и внутренняя служба и другие виды, а риски везде одинаковые. Как вы смотрите на тот предмет, чтобы расширить круг по этой части?
Председательствующий. Депутату Смолину включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемый Иван Михайлович, я смотрю на этот вопрос положительно, но это не предмет данного законопроекта. Мы дали возможность всем, кто сейчас входит в эту самую 10-процентную квоту и имеет льготу. Это другой законопроект. Если вы считаете возможным поучаствовать в его внесении, давайте сделаем это совместно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вострецов Сергей Алексеевич.
Вострецов С. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Олег Николаевич, очень нужный и своевременный законопроект. У меня уточнение, Олег Николаевич. Многие дети-инвалиды еще, когда они учатся в школе, они попозже заканчивают, иногда и в 19, и в 20 лет, они уже теряют статус детей-инвалидов, и им иногда присылают группу инвалидности третью, особенно кто по слуху и так далее. Вот для них эти льготы не будут распространены? Спасибо.
Председательствующий. Депутату Смолину включите микрофон.
Смолин О. Н. Да, отвечаю на ваш вопрос. Это один из тех вопросов немногих, которые нам удалось решить при проработке и принятии нового закона «Об образовании». Этот законопроект, действующий закон касается не только детей-инвалидов, но и инвалидов с детства. Так что люди, о которых вы говорите, подпадают под действие закона. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В. У меня вопрос к уважаемому Олегу Николаевичу. Если я правильно услышал, прозвучало, что число инвалидов будет только возрастать. Почему? Разве у нас недостаточно эффективно сейчас работает не только модель здравоохранения, но и модель реабилитации по линии СЭКов. То есть я, наоборот, полагал, что у нас уменьшается количество инвалидов в Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Олегу Николаевичу включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, если брать действующую статистику, вы абсолютно правы. За последние годы количество людей с инвалидностью у нас уменьшилось примерно на миллион человек. Точных данных под рукой нет, но примерно на миллион человек.
Это во многом связано не с повышением эффективности нашей системы медицинской помощи, но с другими факторами, в частности с переводом на балльную систему. По этому поводу, значит, много писали различные газеты, я говорю немножечко о другом.
Коллеги, вот если вы посмотрите, например, статистику по аутизму, то она, увы, стремительно идёт вверх. Достоинства часто являются… извиняюсь, недостатки часто являются продолжением достоинств. Сейчас во всём мире выживают такие дети, которые прежде умирали при рождении или вскоре после рождения.
Поэтому, как грустно заметил недавно известный учитель, директор школы, академик Российской академии образования Евгений Александрович Ямбург, профессия учителя-дефектолога скоро станет самой востребованной, потому что количество таких детей, увы, увеличивается, несмотря на все усилия нашей новой системы, балльной системы определения групп инвалидности. Поэтому, увы, это реальный факт. Если только не произойдёт каких-нибудь колоссальных достижений в области там генной инженерии, связанных с вмешательством в генофонд, то тенденция будет нарастать.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Олег Васильевич Шеин.
Ещё есть желающие? Нет.
Депутату Шеину включите микрофон. Не хотят включать, Олег Васильевич. Включили.
Шеин О. В. Да, заработало.
Я коротко от фракции.
Мы, безусловно, приветствуем принятие этого закона, и хотелось отметить, наверное, только две вещи.
Первое. В целом передовые страны мира, они переходят на модель всё
большей доступности образования. Буквально вчера в последней из числа германских земель принято решение о том, чтобы высшая школа стала полностью бесплатной, причём в расчёте на тысячу граждан в Германии обучаются на бюджетной основе 24 студента, в России порядка 13. То есть в Германии их образовательная модель, она вдвое более доступна, чем в Российской Федерации. И, очевидно, это в том числе является одной из предпосылок и причин для более энергичного развития экономики и предпосылок, по которым именно мы закупаем высокотехнологичные продукты в Германии, а не наоборот, второй момент, который хотелось, наверное, отметить, как тоже позитивный в рамках работы российского парламента, это то, что впервые за долгие созывы у нас начали приниматься законы, социальные законы, которые внесены депутатами от разных фракций. Так было не всегда, и люди, работавшие в предыдущих созывах, помнят, когда оппозиция была очень рада, что даже не за подписью представителей оппозиционных партий, но идут социальные решения, на которых оппозиционные партии настаивали. Но то, что сегодня стиль работы, он более демократичный, это, безусловно, позитивно отражается не только на самой внутренней атмосфере в российском парламенте, менее конфликтной, чем это было ещё недавно, но, в том числе, и на прохождении нужных для страны законов, потому что они не сепарируются в зависимости от того, чья подпись под этими законами стоит, а всё-таки смотрится ещё и содержательную сторону.
И повторю ещё раз, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», как социалистическая фракция, безусловно, приветствует принятие данного решения, оно даёт больше возможностей для получения образования нашим соотечественникам в нашей стране, и это хороший закон, мы будем голосовать за него.
Председательствующий. Спасибо, Олег Васильевич.
Представитель президента? Правительства? Олег Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Смолину включите микрофон.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, я благодарю всех, кто поддержал законопроект, и надеюсь, что он будет принят единогласно.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Лидия Николаевна? Нет, да? Не будете.
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 45 мин. 14 сек.)
Проголосовало за 412 чел 91,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 412 чел.
Не голосовало 38 чел 8,4 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно законопроект.