25 июля депутаты Госдумы приняли законопроект о добровольном изучении национальных языков в третьем окончательном чтении.
Учащиеся школ национальных республик смогут выбирать язык изучения. Обязательным для всех остается государственный – русский язык – и родной, в качестве которого можно будет выбрать русский.
Выступая от фракции КПРФ, Олег Смолин законопроект поддержал
Выступление Олега Смолина в Государственной думе по поводу закона о национальных языках:
«Первое. К сожалению, уже несколько лет многие из нас, в том числе и я, получали довольно много обращений из некоторых республик Российской Федерации по поводу принуждения русских и других народов, не являющихся титульными для данной республики, к изучению государственных языков республик.
И поэтому я дал согласие подписать этот законопроект, понимая, что в первом чтении он был не совершенен.
Но, кстати, и в первом чтении в нём не было того, о чём писали в прессе и, отчасти, даже прозвучало в этом зале. Там не было никакого перевода изучения родных языков на факультативную основу.
Вообще я хочу сказать, что моя позиция заключается в следующем, мы должны расширить возможности изучения национальных языков на основе свободного выбора. Более того, в моём родном крае, в Омской области, я продвигал изучение татарского, казахского, немецкого языков для национальностей, представителей которых у нас там достаточно много.
Второе. В доработанном тексте однозначно написано, что национальные языки будут изучаться в обязательном порядке по стандартам, в обязательной части образовательной программы.
Третье. Важная новелла законопроекта — это появление права на изучение русского языка как государственного и как родного. Парадокс заключался в следующем, до сих пор народы России имели возможность изучать, соответственно, родной язык и русский язык как государственный, а русские только как государственный, но не как родной. Сейчас этот парадокс исправлен.
Четвёртое. Закон закрепляет изучение языка образования и изучаемых языков по выбору родителей на основе свободного выбора, хочу подчеркнуть, несовершеннолетних детей.
Коллеги из республик предлагали нам пойти дальше и сделать для граждан титульного этноса изучение родного языка обязательным. Но рабочая группа не нашла варианта юридически чистого для этой позиции, поскольку этническая принадлежность у нас — это акт самоопределения.
Никто не может сказать человеку: ты именно такой национальности. Он сам может это сказать.
Больше того, нам представляется, что в республиках национальных сохраняется возможность стимулирования изучения национальных языков разными способами, в том числе при приеме в вузы.
Пятое. Модель, которая теперь принята в законе, может выглядеть следующим образом: все изучают русский как государственный, все изучают родной язык, но кто-то изучает родной язык русский, а кто-то — другие языки народов Российской Федерации, никто не ущемлен, и никого не принуждают, это очень важно.
Шестое и последнее. Я думаю, что обсуждение закона поможет изучению языков и в республиках, и за пределами республик, поскольку продвигается идея создания фонда поддержки языков народов России. Я думаю, что этот закон правильный, это шаг в правильном направлении.»