«Звёздный» состав экспертов определил высокий уровень профессионализма и глубины обсуждения проблем российского образования на состоявшемся 22 апреля Конгрессе российского образовательного сообщества. Быть может, поэтому в его работе не приняли участие ни министр образования, ни его команда.
Конгресс проходил в режиме диалога. Центром внимания в первой половине дня стала экспресс-конференция, в которой приняли участие 11 экспертов:
- Афанасьев Юрий Николаевич, профессор, Президент Российского Государственного Гуманитарного Университета;
- Базарный Владимир Филиппович, доктор медицинских наук, автор новаторских здоровьесберегающих технологий;
- Денисов Олег Иванович, председатель Российской Ассоциации Профсоюзных Организаций Студентов вузов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке;
- Зернов Владимир Алексеевич, Президент Ассоциации негосударственных вузов, профессор, ректор Российского Нового университета;
- Иванова Марина Алексеевна, Первый заместитель председателя Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки;
- Мельников Иван Иванович, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, депутат Государственной Думы, председатель Комитета по образованию и науке в 1996-2002 г. г.;
- Никандров Николай Дмитриевич, Президент Российской Академии Образования;
- Останина Нина Александровна, депутат трех российских парламентов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
- Рахно Александр Витальевич, учитель истории Петропавловской средней школы Муромцевского района Омской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года–2005»;
- Смолин Олег Николаевич, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке;
- Шукшунов Валентин Ефимович, профессор, президент Международной Академии Наук Высшей Школы, Президент Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического университета).
Они ответили на два непростых вопроса:
Как вы оцениваете современную государственную образовательную политику в России? Что в этой политике лично вы готовы, безусловно, поддержать и что считаете наиболее опасным?
Никандров Н.Д.: отметил положительную тенденцию роста расходов на образование в последние 5 лет, которые, правда, не покрывают снижения финансирования в 90-е годы прошлого века, огорчает то, что наибольшую опасность представляет возможная приватизация системы образования и слишком быстрый рост платы за обучение.
Останина Н.А.: образование утратило всеобщность и общедоступность, низкий уровень финансирования, платное образование достигло 45%, бизнес не может поглотить всех выпускников вузов;
Мельников И.И.: реформы начались с системы образования, а нужно начинать с качественных изменений в русле решений Государственного Совета.
Зернов В.А.: отменили льготы в системе образования, не отслеживаются итоги вложения ресурсов, не сформулирована цель образования, нет конкуренции в системе образования, российские вузы должны в страны СНГ экспортировать элиту;
Денисов О.И.: недостаток финансирования;
Базарный В.Ф.: образование должно быть рассчитано на чувства человека, убрали слово и заменили его компьютером; упразднили детские сады, превратили их в дошкольные учреждения, отняли движение у детей, в итоге увеличилось количество первоклассников со сколиозом и психическими заболеваниями.
Афанасьев Ю.Н.: необходимо реформировать систему образования.
В свое время в литературной газете была рубрика «Если бы я был директором». Если бы это зависело от вас, что бы вы сделали в первую очередь для возрождения отечественного образования?
Шукшунов В.Е.: образование спасет Россию. Предложил увеличить заработную плату работникам образования в 3 – 4 раза, довести долю финансирования образования до 7% — 8% от ВВП;
Афанасьев Ю.Н.: финансировать образование, которое раскрывает потенциал человека, финансировать не учителей, а организации, которые способны осуществлять образовательный процесс. (Его точка зрения вызвала активные дебаты. Большинство участников конгресса выступило против);
Денисов О.И.: увеличить финансирование и установить квоты на первое рабочее место для выпускников вузов;
Базарный В.Ф.: принять четкий социальный заказ. Давать аттестат на нравственную, творческую, физическую зрелость, провести четкий мониторинг престижа учителя, качественно развить материальное стимулирование;
Иванова М.А.: вернуть образование в приоритетную отрасль;
Останина Н.А.: квотирование рабочих мест для выпускников средней и высшей школы, государство перестало обращать внимание на начальную и среднюю профессиональную школу. Вернуть внимание к ПТУ и техникумам, иначе эта система погибнет;
Никандров Н.Д.: пропагандировать опыт передовых учителей, финансировать учителя. Повысить активность участия населения в решении проблем школы;
Мельников И.И.: смена курса, поменьше чиновников и побольше профессионалов в управлении образованием, вместо платного образования — программа «Образование — для всех».
Участники конгресса приняли решение о создании общероссийского общественного движения «Образование — для всех», Декларацию ОДВ, одобрили основные положения Программы развития российской системы образования и проект Устава движения, направили обращение к президенту страны, избрали Центральный Совет ОДВ, председателем которого по единодушному мнению стал О.Н. Смолин.