На правительственном часе в Госдуме Олег Смолин задал вопрос министру просвещения России Ольге Васильевой

Image_big:

О.Н. Смолин: 

— Уважаемая Ольга Юрьевна, разделяя то, что сказал уважаемый Вячеслав Алексеевич, я понимаю, что министр образования, увы, не министр финансов, может быть, к сожалению, и спрашиваю не про деньги. Одна из главных системных проблем российского образования — это его бюрократизация. Понятно, что чрезмерная бюрократизация — плохо, вообще, а в образовании — плохо вдвойне, поскольку она убивает живую душу отношений учителя и ученика в широком смысле. Между прочим, это имеет прямое отношение к статусу педагога и во многом вызывает то самое плохое использование денег, даже тех, которые выделяются на образование. 

Мы знаем, что российский учитель — мировой рекордсмен по времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. По данным думского комитета по образованию прошлого созыва каждое учебное заведение заполняет 300 отчетов по 12 тысячам показателей ежегодно. 

Ольга Юрьевна, мы понимаем, что на 80 процентов это не от управления образования, а от разного рода надзоров. И все же, что делается министерством, чтобы уменьшить бюрократизацию и вернуть нам живое образование? Спасибо. 

О.Ю. Васильева: 

— Спасибо большое, Олег Николаевич. Так же, как и вы, мы обеспокоены той неувядающей бюрократизацией, которая исторически связана с нашей российской действительностью. 

Но что хочется сказать? Вы правы, когда говорите о большом количестве отчетов для органов надзора. Значит, на сегодняшний день нам удалось с коллегами договориться, что большую часть материала они берут на сайтах школы. Но самое важное произойдет и должно произойти — это в рамках осуществления национального проекта, потому что будет выстроена, и она готовится, система такова отчетности, что информация будет забита один раз, и достаточно будет одного клика. 

Вот неслучайно Вячеслав Алексеевич когда выступал, он показывал свой гаджет, говорил о том, что этот гаджет включает в себя все возможности гаджетов конца XX века. Так вот в цифровой… в цифровизации, в цифровой экономике предусмотрена работа и по этому вопросу, но до этого пока ещё какое-то время, что я хочу сказать в реальности. На сегодняшний день, на сегодняшний день практически учителя освобождены, есть свой план рабочий, есть отчетность по электронному журналу и дневнику. 

Вот я услышала при встрече и с уважаемыми депутатами, и в регионах, что сейчас отчетность перенесена на управленческий аппарат, в первую очередь на директора. Но мы очень надеемся, что в рамках, прежде всего, цифровизации и, я говорила об этом, уничтожения бюрократизации именно административно-хозяйственного управления благодаря цифре мы сможем это преодолеть. Спасибо.