Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предложил реформировать школьное образование и сократить объем материалов школьной программы, чтобы не перегружать детей. Такую инициативу он озвучил в ходе заседания нижней палаты парламента.
Стенограмма пленарного заседания Государственной думы от 24.01.19
Олег Смолин:
«— Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович!
Завтра Татьянин день, и самое время вспомнить Ломоносова: «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут». Но мы помним и другие строки из вагантов: «Если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат». Давайте о наших школярах, точнее, школьниках и поговорим.
Я хочу поблагодарить Председателя Государственной Думы за решение проводить большие парламентские слушания, и хочу продолжить тему школьного образования. Очевидно, уважаемые коллеги, в современном обществе система образования должна выполнять как минимум четыре функции. Это здоровье, это кадры, это воспитание гражданина, в том числе общероссийской национальной идентичности, это многостороннее развитие личности. Давайте посмотрим, насколько современная система с этим справляется или не справляется.
Здоровье. Согласно данным Роспотребнадзора показатели за десять лет ухудшились вдвое. 60 процентов всех старшеклассников — это хроники, на 30 процентов проблемы от школьного питания. Кемеровский уполномоченный по правам ребёнка жалуется на то, что происходят голодные обмороки у детей.
Обученность. Сошлёмся на результаты международных исследований. Начальная школа: Россия по-прежнему занимает лидирующие позиции, по последним данным — просто впереди планеты всей, это радует. Исследования TIMSS: 4-8 классы, немножко хуже, но тоже вполне прилично, в основном в десятке, один раз только из неё выпали. А вот что касается 15-летних детей, которые приближаются к старшей школе, здесь ситуация хуже. Мы в основном в четвёртом десятке, нередко оказываемся в третьем, но никакой позитивной динамики не наблюдается.
Вопрос, почему? Моя гипотеза, одна из главных причин — неоправданная перегрузка школьников и нарушение принципа зоны ближайшего развития, который был сформулирован выдающимся нашим психологом Львом Семёновичем Выготским. Пересказываю его упрощённо: если вы не догружаете детей либо по материалу, либо по сложности, они развиваются медленнее, чем могли бы. Но точно также, если вы перегружаете детей либо по объёму материала, либо по его сложности, они перестают учить даже то, что могли бы, плывут по течению и в итоге дают отрицательные результаты.
Некоторое время назад министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева высказала себя сторонником советской системы образования. Двумя руками за, но с одной поправкой. Секрет успешной образовательной политики — это соединение лучших традиций отечественного образования с новейшими технологиями. Давайте поддержим позицию министра просвещения и попытаемся разобраться, какие традиции отечественного образования нам следовало бы возродить.
Начну с того, что современная российская школа требует от ученика гораздо больших усилий, чем в советский период, при этом результаты значительно хуже. Посмотрите на нагрузку. В советский период, да и сейчас нагрузка работника 40 часов в неделю. Нагрузка старшеклассника минимум 55, как правило 60, потому что в выходные тоже приходится работать.
Вспоминаю разговор с современным образованным помощником Президента Российской Федерации, он рассказывал мне, как до глубокой ночи выполнял задания, которые его дочь пятиклассница или шестиклассница получила в школе.
Я заметил, что не каждой дочери так везет с папой, но главный вопрос в другом — а нормальна ли ситуация, когда родители по ночам выполняют задания, которые дети должны успеть выполнить днем? Причем в 5-6 классе.
А вот примеры того, что получается в итоге.
Единый госэкзамен. Математика. Задача. Поезд вышел в 10 часов из пункта А, прибыл в 12 часов в пункт Б на следующий день, оба пункта находятся в одном часовом поясе. Сколько часов поезд был в пути?
Вообще-то задача для второго класса. Более 20 процентов, от 20 до 25 задачу не решили.
Вот пример из личного опыта.
Успешный вуз с хорошими студентами, конкурс «Мисс академия. Интеллект и красота». Примерно 200 студентов, пополам парни и девушки.
Спрашиваю, естественно парней. Первое. Юбилей какого великого русского писателя мы отметили в 2018 году? Рук нет. Подсказываю.
Второе. В школьные годы я прочел 7 романов и повестей Тургенева, остальные позже. Сколько… Кто прочел хотя бы один роман или повесть от корки до корки? Примерно пять рук из ста.
Третье. Какой образ, созданный Тургеневым, вошел в мировую культуру как один из символов, если хотите брендов нашей страны? Про тургеневских девушек не вспомнил никто.
Вывод. Читать русскую классику почти перестали. Одна из причин — просто некогда.
Давайте спросим себя, зачем мы так мучаем наших детей, чтобы получить такие скромные результаты?
А теперь два других вопроса.
Первый. Какие предметы нужно изучать, прежде всего, чтобы обеспечить развитие новых технологий и модернизацию страны?
Ответ. Предметы естественно-математического и технологического циклов.
Посмотрите на слайд, все они сокращены, при этом технологии сокращены радикально.
Второй. Какие предметы больше всего помогают формированию гражданина и общероссийской национальной идентичности? Ответ: русский язык, литература, история. Посмотрите на слайд, все они сокращены, особенно русский язык.
А теперь давайте посмотрим, какие предметы соответственно увеличились в преподавании в нашей стране, насколько они способствуют формированию у гражданина национальной идентичности? Первое, иностранные языки. Сейчас они изучаются со 2-го класса вместо 5-го, по количеству часов в двойном объёме. В 2020 году с 5-го класса будет изучаться второй язык, правда, пока только в обязательном порядке в профильных классах. Ну и, наконец, в 2022 году именно ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным. Другими словами, нагрузка школьников по этому показателю резко увеличилась и будет увеличена ещё более.
Коллеги, изучение иностранного языка крайне полезно для общей культуры личности. Но, спрашивается, насколько оно необходимо всем в таком объёме для модернизации страны и формирования гражданина именно России, уважаемые коллеги?
Посмотрите на уровень патриотического осознания в нашей стране. Сейчас патриотический подъём: 92 процента признают себя патриотами страны, при этом 30 процентов молодёжи хотят из страны уехать.
Второе. Концентрический принцип преподавания вместо линейного. Мы изучали учебные предметы один раз, но основательно. Современные школьники многие учебные предметы изучают дважды, сначала в основной школе, потом в школе старшей. Например: обществознание — у нас было 70 часов, сейчас 210, при этом все признают, что в советское …, что была более социально ориентировано, чем современное.
Посмотрите на слайд. Похожая ситуация в истории, её изучают дважды, в итоге галопом по Европам и дети сплошь и рядом не знают героев и маршалов Великой Отечественной войны, путают наших союзников и противников в мировых войнах.
Третье. Трудовое воспитание. Ольга Юрьевна Васильева потребовала, чтобы его в школу вернули. Вообще-то, Антон Семенович Макаренко один из пяти великих педагогов XX века не любил термин «трудовое воспитание», он предлагал заменить его термином «производственное воспитание».
На этом же настаивает современное Макаренковское движение, но, к сожалению, коллеги, пока мы не можем продвинуться даже по трудовому: юристы всё никак не могут договориться, как это сделать?
Очевидно, главный вопрос не кто виноват, а что делать? Давайте посмотрим на некоторые итоговые предложения.
Первое. Пересмотреть стандарты основной школы, исходя из необходимости возвращаться к линейнему принципу преподавания: лучше один раз, но хорошо.
Второе. Уменьшить объём материала, добивающегося более основательного усвоения учениками: лучше меньше, да лучше. Пропустим третье.
Четвёртое, уважаемые коллеги. Расширить возможности трудового воспитания, приближая его к воспитанию производственному: уроки, факультативы, практика. Подчёркиваю: производство — это то, которое осуществляется на самых современных технологиях, как это было у Антона Семёновича Макаренко.
Шестое. Включить вопрос об основных принципах формирования содержания образования в большие парламентские слушания.
Седьмое. Депутатами фракции КПРФ подготовлен закон о базовой ставке для учителей не ниже двух прожиточных минимумов в регионе. Мы направили его на заключение правительства и просим вас, уважаемые коллеги, всех желающих присоединяться, когда этот закон будем вносить в Государственную Думу. Без нормальных педагогов, нормально обеспеченных, нам не удастся поднять наше школьное образование.
Уважаемые коллеги, реализация этих предложений вернёт большинству наших школьников радость жизни, возможность читать книги и становиться достойными гражданами своей страны и многосторонне развитыми людьми.
В заключение ещё раз вспомню Ломоносова: МВ домашних трудностях утеха. И в дальних странствиях не помеха. Наука пользует везде, среди народов и в пустыне, в городском шуму и наедине, в покое сладки и в труде».
Давайте же не будем превращать одно из величайших благ цивилизации в источник мучений для наших детей.
Всех бывших студентов поздравляю с Татьяниным днём! Спасибо.»