Интернет-голосование вместо традиционных выборов

16 апреля Государственная дума в первом чтении приняла три законопроекта, связанных с выборами.

Один из них был посвящен предполагаемому эксперименту в Москве, по которому голосование должно осуществляться через интернет.

Предлагаем вопрос Олега Смолин и ответ депутата Ирины Белых, которая представляла законопроект.

О качестве вопроса и ответа судите сами.

Смолин О. Н., фракция КПРФ.

Уважаемая Ирина Викторовна! Технология голосования через Интернет это вероятная технология будущего, которая применяется во многих странах, но мы не Швеция, шведов у нас столько нет. А потому мой вопрос два в одном.

Первое. Понятно, что Интернет и конфиденциальность — несовместимы. Евгений Касперский четко заявил: хочешь конфиденциальности, имей телефон без Интернета. Как предполагается обеспечить тайное голосование там, где его обеспечить невозможно?

И вторая часть. Как известно, легальность понятие юридическое, а легитимность социально-психологическое, связанное с доверием. После выборов 2011 года, когда были явные подтасовки, начались акции протеста, народ пошел на улицу. 

Как вы убедите москвичей в честности этих выборов, обеспечите доверие, и не вызовет ли этот эксперимент новых протестов в Москве? Спасибо.

Председательствующий. Депутату Белых включите микрофон.

Белых И. В. Да, спасибо большое, Олег Николаевич.

Вопрос доверия – это главный вопрос. Только мы с вами сейчас должны разделить своё собственное мнение по этому поводу. Вопрос доверия к системе выборов один, а вопрос доверия к дистанционному электронному голосованию, он в данном законопроекте. Если ты доверяешь, ты пытаешься, ты пробуешь, ты идёшь на это дистанционное электронное голосование.

При этом, задолго до того, как оно может возникнуть в случае принятия закона, будет развёрнута обширная информационная кампания для того, чтобы было понятно, в какой момент и как человек может проверить действительно, участвует ли он, хочет ли он участвовать в этом эксперименте.

Этот эксперимент предусматривает, в том числе, пересчёт, ручной пересчёт голосов, если мы об этом говорим.

Этот эксперимент по поводу участия (вот был вопрос по ходу доклада), возможно, прийти и посмотреть на специально выделенный для этого эксперимента участок внутри одного избирательного округа, каким образом работает та участковая комиссия, которая создана для этого. То есть, работа должна быть до того, как человек примет это решение, и после.

Так вот то, что касается, сумеем ли мы удержать данные? Безусловно, это не КЭГ, о котором говорит Александр Сергеевич, просто тип ящика, это, безусловно, интернет-пространство, и именно поэтому, в том числе, лаборатория Касперского, объявляют даже дополнительные конкурсы на предмет хакерских атак и взломов того программного продукта, который сейчас предложен. Но испробовать его, попробовать им воспользоваться для проведения вот такого вида выборов дистанционно, необходимо. И будет открытая экспертная оценка системы, которая обеспечивает организацию проведения, подведение итогов электронного голосования и хранение результатов. Там тоже будут две ленты, которые можно будет посмотреть. 

Будьте любезны, тише здесь.

…которые можно будет посмотреть. И каким образом люди выходят на предмет получения электронного бюллетеня, и проголосовали ли они вообще, после получения этого бюллетеня.

Теперь по поводу того, что возможны протестные выходы. Они всегда возможны, Олег Николаевич. Потому что если у нас с вами задача апробировать систему, посмотреть, какие результаты, исправить ошибки, это один  разговор. 

Если у нас с вами задача сказать нет…  (Микрофон отключен).

Председательствующий. Добавьте 30 секунд.

Белых И. В. Спасибо.   …это другой  разговор. Но это не умаляет достоинства системы, которая создана. Ее нужно все равно проверить.

И по поводу всех тех задач, о которых вы говорите, постоянный контроль со стороны МГИК.

Председательствующий. Спасибо.