Для предотвращения искажения позиции и передергивания слов о религиозной литературе в школьной программе, размещаем комментарий Олега Смолина к этой теме:
« Я всегда был и остаюсь сторонником светского образования, равно как и светским человеком.
При этом прекрасно понимаю, что современному человеку весьма полезно знать классические тексты мировых религий.
Я против того, чтобы религию у нас изучали, как предлагают некоторые деятели православной церкви, со 2 по 10 класс. Но я сторонник того, что молодые люди должны иметь представление о том, что такое Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Тора.
Поэтому я действительно поддержал изучение в рамках школьной программы эти выдающейся произведения мировой литературы, но не в качестве преподавания религии, а в качестве общекультурного развития наших детей.
Я думаю, что это было бы отличной альтернативой предложению изучать религию на протяжении 9 лет.
Когда меня спросили — «за счет чего можно было бы изучать эти классические произведения?».
Я ответил – «Что их можно изучать за счет слишком политизированных произведений литературы, например, – «Архипелага ГУЛАГ».
Я убежден, что это произведение не является литературной классикой и не дает понимание эпохи, о которой оно написано.
Например, если говорить о Гражданской войне, то лучше прочитать «Тихий Дон» Шолохова, если говорить о репрессиях 30-х годов, то лучше повесть «Слепящая тьма» Артура Кестлера. Вы поймете гораздо больше эпоху, чем от прочтения «Архипелага ГУЛАГ».
Наверняка есть и другие чрезмерно политизированные произведения, которые можно было бы убрать из программы.
Еще раз проясним позицию и прокомментируем положение о моей поддержки православной церкви:
Я предложил изучать эти произведения не в качестве обучения религии, а в качестве обучения культуре.
Напоминаю, что если обратиться к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, то вы очень часто будет находить там отсылки к классическим религиозным текстам.
Заканчивая, я отмечу, что Николай Бердяев – выдающийся христианский мыслитель в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» написал – «Разрушение церквей 1917 года было наказанием за слишком сильное сращивание православной церкви и государства».
Повторяю, это мнение Николая Бердяева, я, как человек светский, оставляю его без комментария».
Для ознакомления с творчеством Александра Солженицына