Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) подготовил доклад «Долгая дорога в Думу», в котором проанализировал российскую партийную систему и спрогнозировал возможные результаты партий на думских выборах в 2021 году. Как сообщает «Коммерсант», эксперты ИСЭПИ вычислили для каждой из партий «уникальный процент» избирателей — это результат деления числа голосовавших за каждую из партий, на явку избирателей в тех регионах, где партия участвовала в выборах.
Для анализа были взяты результаты выборов последних двух лет, потому что они прошли уже после пенсионной и ряда других непопулярных реформ, в условиях уже изменившихся рейтингов партии власти.
По расчетам ИСЭПИ, «уникальный процент» ЕР равен 51,42% (54,2% на выборах 2016 года), КПРФ — 18,02% (13,34% в 2016 году), ЛДПР — 12,53% (13,14% в 2016 году), «Справедливая Россия» — 7,68% (6,22% в 2016 году).
Другие партии, по расчетам исследователей, не набирают 5%, необходимых для получения мандатов по списку. Однако «уникальный процент» некоторых из них близок к этому барьеру.
Так, «Коммунисты России» набирают 4,35%, «Партия пенсионеров» — 4,01%, «Патриоты России» — 3,92%, КПСС — 3,85%, «Яблоко» — 2,93%, «Зеленые» — 2,82%, «Гражданская платформа» — 2,75%, «Родина» — 2,18%, «Партия Роста» — 2,08%. Эксперты отмечают риск «непродуктивного голосования», когда весомая часть избирателей проголосует за малые партии, которые не преодолеют 5% барьер. Эти голоса будут перераспределены между партиями, прошедшими в Госдуму.
По мнению политологов, выборы 2021 года будут похожи на ситуацию 2003 года. Тогда, за прошедшие в Госдуму партсписки свои голоса отдали 70,6% проголосовавших. Но тогда это было частично компенсировано победами кандидатов малых партий и блоков в одномандатных округах, в том числе за счет «освобожденных округов», где «Единая Россия» не выдвигала конкурентов сильным кандидатам малых партий. Эксперты ИСЭПИ предлагают вернуть эти практики, а также восстановить возможность создания депутатских групп малой численности из одномандатников. Отметим, что, по словам источников “Ъ”, близких к администрации президента, идея блоков ранее уже обсуждалась в Кремле, но решение было отложено до выборов 2020 года.
Эксперты ИСЭПИ заключают, что электоральный результат «Единой России» на выборах 2021 года будет напрямую коррелировать с результатами региональных и местных выборов 2020 года, но для этого важно, чтобы в 2020 году сохранилась достаточно широкая география муниципальных кампаний по смешанной избирательной системе.
Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский заявил “Ъ”, что, по его мнению, явка в 2021 году будет достаточно высокой, и это может обеспечить преодоление 5% барьера еще для одной-двух партий.
«Для корректности прогноза необходимо сравнить результаты голосования и явку по тем же регионам, по которым собирались данные для исследования, за 2016 год,— считает политолог Александр Кынев.— В 2019 году, например, голосовали Татарстан, КЧР, Кабардино-Балкария и Тыва, где традиционно аномально высокая явка. В протестных регионах на региональных выборах, как правило, явка более низкая, чем на федеральных, и это искажает общую картину». Также, по его словам, в протестных регионах высокий процент набирают оппозиционные партии, а в консервативных регионах «Единая Россия» получает значительную поддержку избирателей: «На мой взгляд, это может свидетельствовать об ослаблении позиций партии власти».
Олег Смолин:
«Первое. Как говорят опытные синоптики, самый лучший прогноз таков: завтра все возможно. Поэтому прогнозы на предстоящие думские выборы, которые даются сейчас, имеют весьма приблизительный характер.
Второе. К сожалению, результаты российского голосования далеко не всегда отвечают общим закономерностям. Ну например, обычно в кризисное время правящая партия терпит поражение. «Единая Россия» в 2016 году, в период явного кризиса, набрала больше мандатов в Думе, чем за все послесоветское время. Колоссальную роль здесь сыграли в том числе, естественно, информационное давление, а также использование голоса президента в избирательной кампании «Единой России».
Третье. Многие политологи либерального направления предсказывают нам в 2021 году полный кризис, соответственно, полностью непредсказуемые результаты парламентских выборов и чуть ли не смену политического режима. Мне это на данный момент кажется маловероятным, но следует отметить, что такого рода ситуации до сих пор никто обычно не предсказывал. Поэтому, наступит 2021 год, и мы проверим, насколько эффективно работает Институт социально-экономических и политических исследований. Но я бы на месте наших коллег был осторожен с прогнозами.
Что же касается уровня явки, то мне представляется, этот уровень должен быть относительно высоким. Но это интуиция, а не информация. Повторяю, российский избиратель часто не следует логике. Обычно, чем сложнее ситуация, тем сильнее желание ее поменять, и тем больше явка. Но у нас возможен и другой вариант: рост разочарования во всем и во всех.»