В послании президента Федеральному собранию существенное место было уделено вопросам образования. При этом Владимир Путин потребовал внести изменения в нацпроект «Образование», который был утвержден правительством в виде нескольких федеральных проектов.
Владимир Путин предложил, чтобы все дети с 1-го по 4-й классы получали бесплатные завтраки. Предложение абсолютно справедливое, имеющее к образованию самое прямое отношение. Напомню, что Всемирный банк рекомендовал всем странам, где существуют серьезные проблемы с образованием, вводить бесплатные школьные завтраки, очевидно, руководствуясь простой истиной: «И кому же в ум пойдет на желудок петь голодный?»
Правильно, что речь идет обо всех детях, без разделения их на бедных или обеспеченных.
В осеннюю сессию Госдума приняла проект закона о горячих завтраках для учащихся начальной школы, правда, предполагалось, что он вступит в силу через два месяца после подписания президентом.
Владимир Путин предложил установить сроки в зависимости от готовности регионов: там, где есть материально-технические условия, с сентября текущего года, там, где условий нет, возможна отсрочка до 1 сентября 2023 года.
Хотелось бы надеяться, что это произойдет быстрее.
При этом президент пояснил, что финансироваться питание должно из трех источников: федерального, регионального, муниципального.
Это вызывает некоторые вопросы, поскольку муниципалитеты живут за счет дотаций из региональных бюджетов, да и большинство субъектов РФ – должники.
В то время как профицит федерального бюджета только за 2019 год – порядка трех триллионов рублей.
Предполагаемые затраты на школьное питание, указанные в упомянутом мною законопроекте – порядка 20 млрд рублей, хотя на самом деле на эти цели необходимо около 100 млрд.
Тем не менее это важное решение, которое, надеюсь, поможет нашим детям.
Еще одна важная позиция – это поддержка дополнительного образования детей и, в частности, выделение 8 млрд рублей на инструменты для школ искусств. Также президент потребовал от губернаторов привести в порядок здания этих учебных заведений.
Как известно, развитие дополнительного образования – это профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Наконец, важное значение для образования имеют высказывания президента о поддержке семей с детьми.
Подавляющее большинство бедных в России – это даже не пенсионеры, а семьи с детьми. А в случае рождения третьего ребенка большинству семей, за редким исключением, гарантирован переход в разряд бедных. Президент предложил выплачивать в текущем году пособия в размере 5,5 тысяч рублей на детей от 3 до 7 лет, в следующем году – до 11 тысяч рублей, и продлить программу материнского капитала до 2026 года. Теперь он будет выплачиваться даже на первого ребенка.
Напомню, что материнский капитал может использоваться на образование детей.
Все перечисленные меры призваны приостановить рост неравенства образовательных возможностей детей.
Сейчас уровень неравенства очень высок: в двух первых по уровню доходов социальных группах затраты на образование детей в 4-5 раз больше, чем в двух группах с наиболее низкими доходами.
Это сказывается на перспективах ребенка: напомню, что без репетиторов ЕГЭ почти никто не сдает.
Что касается учителей. Я бы обратил внимание в данном случае на две позиции: во-первых, президент предложил ввести уже в этом году надбавки за классное руководство в размере 5 тысяч рублей из средств федерального бюджета. Это абсолютно правильная мера, тем более что пять лет назад мы вносили в Госдуму аналогичный законопроект, правда, сумма надбавки была 3 тысячи рублей.
Президент подчеркнул, что федеральные выплаты не должны отменять региональных надбавок. Возможно, эта мера не решит кадровых проблем в образовании, но отчасти их смягчит.
Президент также говорил о том, что программой Национального учительского роста должны быть охвачены не менее половины всех учителей, но при этом про дополнительные вложения в эту программу ничего сказано не было.
Отношение к этому вопросу в педагогическом сообществе сложное, потому что если учительский рост будет осуществляться за счет перераспределения тех скудных средств, которые сейчас выделяются на учительскую заработную плату, то это приведет только к дополнительному социальному напряжению в педколлективах.
Если же на реализацию этой программы выделят дополнительные ресурсы, то можно надеяться на положительный результат.
И последнее. Этого президент не произнес, но предполагаю, что это задача на будущее. В своем послании Владимир Путин отметил, что в отношении медицинских работников будет введена единая политика в области заработной платы: единые принципы распределения базового оклада и стимулирующих выплат. Идея правильная, ровно то же самое необходимо было бы сделать и в отношении педагогических работников.
Вынужден напомнить, что кризис в образовании нарастает.
По оценкам министра просвещения Ольги Васильевой, в ноябре 2018 года дефицит педкадров составлял около 1%, а в июне 2019 года – 11%. На самом деле этот показатель гораздо выше, поскольку средний российский учитель работает более чем на полторы ставки, а каждый седьмой учитель – на две ставки и более.
Надеюсь, что в 2021 году в послании президента мы услышим, что единая политика в области оплаты педагогического труда будет наконец принята на федеральном уровне и что принцип равной оплаты за равный труд будет соблюдаться гораздо лучше, чем он соблюдается сейчас. Потому что сейчас разрыв в уровне оплаты труда педагогов между регионами – порядка пяти раз.
Разумеется, это недопустимо.
В целом президентское послание делает несколько важных шагов вперед, но системных проблем, в частности в сфере финансирования, оно не решает.
Уровень финансирования образования в России составляет 3,5% ВВП, в то время как страны, где происходит модернизация образования, должны тратить не менее 7% ВВП, то есть вдвое больше.