23 сентября Государственная дума в первом чтении приняла правительственный законопроект, дающий право Правительству устанавливать отраслевую систему оплаты труда в различных областях бюджетной сферы. Никакого другого содержания в законопроекте нет. Профсоюзы озвучили к нему серьезные вопросы и потребовали допустить их к обсуждению при втором чтении.
Выступая от фракции КПРФ, Олег Смолин заявил, что партия не может поддержать этот законопроект в такой редакции по трем причинам:
— поскольку он сугубо рамочный. В нем нет конкретного содержания. Между тем, даже председатель Государственной думы не один раз говорил, что законы должны быть прямого действия. Смолин заметил, что нередко авторы законов вначале имели в виду одно, а в жизни получалось совсем иное.
— законопроект в очередной раз расширяет полномочия правительства за счет парламента. Между тем, задача парламента не в том, чтобы с чувством голубого удовлетворения передавать исполнительной власти свои полномочия, а в том, чтобы ставить рамки, за пределы которых исполнительная власть выйти не сможет;
— следствия законопроекта неясны. Хочется верить представителям правительства, которые уверяют, что в результате будут расти заработные платы в бюджетной сфере. Но народная мудрость гласит – «Доверяй, но проверяй!».
Смолин привел пример: майский президентский указ 2012 года предполагал конкретные нормы в области оплаты труда для работников медицинской сферы и образования, которые должны быть не ниже средней заработной платы по региону, а у ученых и врачей не менее двух. Однако, по данным Общероссийского народного фронта, в 75 из 85 регионов педагоги не получают того, что положено им по указу, среди врачей этот показатель на уровне 86% от опрошенных.
Денег не дали, а задачу повесили на регионы. Стали исполняться хоть в какой-то мере лишь за счет увеличения нагрузки на работников. Средний учитель начал работать более чем на полторы ставки, а 7% на 2 и более. Среди врачей – 40% работают на полторы и более ставки.
Смолин заявил, что законопроект будет поддержан при двух условиях:
— если будут приняты некоторые поправки, которые будут конкретизировать закон, и защитят положение работников;
— если правительство представит проекты нормативных актов, по которым станет понятно, как будет расти заработная плата.
Пользуясь случаем, Олег Смолин еще раз попросил депутатов и чиновников, чтоб они не обращались к российской интеллигенции принизительным словом «бюджетники». В советское время говорили: интеллигенция и другие работники бюджетной сферы.
Смолин уже готовит поправки ко второму чтению.