Души прекрасные порывы?

16 декабря на Комитете Государственной думы по образованию и науке рассматривался закон группы членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы о так называемой «просветительной деятельности».

Суть поправок проста. В закон «Об образовании» предлагается внести понятие «просветительская деятельность» для того, чтобы наложить на него массу ограничений, связанных с иностранным влиянием, но не только.

Авторы предложили, чтобы все образовательные организации, включая школы, колледжи и вузы, согласовывали любое свое соглашение с иностранными учебными заведениями с федеральными органами исполнительной власти (министерствами).

Такая безумная бюрократия вызывала недовольство вузов и всего образовательного сообщества. Но главное не в этом.

В российской традиции термин «просвещение» всегда имел положительное звучание, неслучайно он происходит от слова «свет». Просветительная деятельность трактовалось не просто как распространение знаний, но и, как выражение своей гражданской позиции. В свое время Кант сформулировал принцип: «Имей мужество пользоваться собственным умом, как один из принципов просвещения!». А Гоголь считал, что просвещение связано с нравственными основами личности, оно предполагает необходимость высветлить всего человека.

А что же авторы законопроекта? Они предлагают нам ввести термин «просветительской деятельности», чтоб считать, что этой просветительской деятельностью занимаются противники российского государства или общества. А защитники России, по смыслу этого закона, выступают душителями просвещения.

Я отметил, что душителем просвещения быть не собираюсь, независимо от того, кто подписал этот законопроект. И не буду поддерживать формулу Бенкендорфа, который из всех стихов Пушкина освоил только одну строку: «Души прекрасные порывы».

Законопроект не будут «гнать» для принятия, но, думаю, что отмыть его невозможно и с ним надо бороться.