О. Смолин: Соглашаюсь во многом с уважаемыми дамами. Я бы хотел сказать, что действительно ситуация в московском образовании значительно лучше, чем в большинстве региональных систем образования, это чистая правда.
По поводу образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве уже говорили, мне довелось выступать на правительстве Москвы по этому поводу вместе с Татьяной Александровной, и сейчас мы направляем предложение. Но я бы хотел сказать, что и в Москве ситуация не безпроблемна, а главное что она не безпроблемна на федеральном уровне. Про Москву скажу только две вещи.
Очень серьёзной проблемой остаются школьные поборы, официальные или не официальные, и виноваты здесь не всегда директора школ.
Далее. В Москве денег на образование в полном объёме не достаёт, родители на это очень часто жалуются. С другой стороны, часть директоров просто злоупотребляют ситуацией и все это прекрасно знают.
Даже в Москве результаты единого государственного экзамена намного лучше, чем могли бы быть. Но всё-таки, это беда для целого ряда ребят, и забегая вперёд, могу сказать, что ЕГЭ оказался не так страшен, но по-прежнему вреден. А теперь по поводу федерального уровня.
Ещё год назад мы предупреждали о том, что этим летом в образовательной политике России будут кризисные явления. Это было связано с тем, что министр образования и науки Андрей Фурсенко год назад заявил, что нужно сократить количество вузов с 1 тысячи до 200-т. Для сравнения, в лихие 90-е Егор Гайдар предлагал в 2 раза. А Андрей Александрович Гайдара намного перегайдарил, он предлагает в 5-7 раз. Слава богу, что президент Медведев тут сказал, что нужно здесь проявлять сдержанность, и пока эта беда с нами не случилась, а вот две другие беды с нами случились. Одна беда всё-таки называется ЕГЭ.
Все серьёзные эксперты полагали, что больше 100 тысяч детей не получат аттестатов. В итоге, в России пока объявлено, что около 20 тысяч детей не сдали 2 экзамена, ещё какое-то количество не смогут пересдать один экзамен. Мы не знаем, сколько точно детей останутся без аттестатов, но мы должны прямо сказать, что в любом случае миф об объективности ЕГЭ полностью разрушен. Почему, объясняю.
Представьте себе, что нам говорят: «ЕГЭ – это термометр». Хороший термометр, температура нормальная, признаёт от 25-ти до 45-ти градусов. Причём вы сначала измеряете температуру, а потом узнаёте, какая температура признаётся нормальной. Смотрите, при нормальном расчёте до 20-ти баллов – это кол, извините за непарламентское выражение, до 40 – это двойка, до 60-ти – это тройка, до 80-ти – четвёрка, а свыше 80-ти – это уже пятёрка. Теперь смотрим на результаты. По многим предметам 36-37 баллов – это вроде нормально, как-то на тройку с минусом ещё куда-то тянет. По литературе 30 баллов, то есть 2,5 мы считаем тройкой. По математике 21 балл, по иностранному языку 20 баллов. Если раньше мы нашу систему образования, и я её ругал, критиковали за принцип 3 пишем – 2 в уме, то есть теперь 3 пишем, а в уме уже кол. Какая же это объективная оценка качества образования, ничего близкого даже нет. Я, кстати, поддерживаю решение Рособрнадзора о том, чтобы снизить этот проходной балл, потому что судьба ребёнка важнее каких-то формальных педагогических принципов, это моё глубочайшее убеждение. Но я считаю, что надо было идти другим путём, надо было детям ставить то, что они заслужили, но выдавать аттестат с двойкой. С одной двойкой, не пошёл на ту специальность, по которой двойка, с двумя двойками, пошёл только в колледж, с тремя – только в ПТУ.
Вторая беда – это новая система зарплаты без денег. Дело в том, что с 1 января в России вводится новая система оплаты труда. По этому поводу я уже удостоился всяческой критики, что я раздуваю страсти, но ещё и занимаюсь политикой. Мне это напомнило старую шутку, как голодный сын спрашивает слегка пьяного отца: «Пап, я есть хочу. Папа: отстать со своей политикой». Так вот о чём идёт речь друзья. Впервые за время моей работы в Государственной Думе, а раньше в Верховном Совете, в бюджете 2009-го года, который мы принимали осенью 2008-го года, не было предусмотрено ни рубля денег регионам на повышение заработной платы учителю, врачу, работнику культуры. Об этом официально говорил в полемике со мной Алексей Кудрин. Мы предупреждали, к чему это приведёт. Ровно к этому и привело. Вот у меня в руках приложение к решению ЦК профсоюза работников образования и науки от 22 апреля. Там сообщается, что в 20-ти регионах Российской Федерации финансово недостаточные бюджеты. Соответственно, реально произошло понижение заработной платы, вытеснение педагогов, психологов, появились смежные специальности, почти что по Михаилу Жванецкому слесарь – гинеколог, когда обязанности младшего воспитателя возлагаются на сторожа, и так далее. В том числе, называются в решении республики Калмыкия, Мордовия, Хакасия, Чувашия, Забайкальский Край, Саратовская, Свердловская, Кировская, Липецкая области. Я бы добавил ещё Омскую и целый ряд других областей. Коллеги, ну не бывает реформы зарплаты без денег. Если нет денег, то лучше не вводите, так будет, по крайней мере, лучше. Потому что в противном случае в Год учителя, 2010-й год, кстати, по бюджетному посланию президента предполагается отказаться от повышения заработной платы в бюджетной сфере, и в таких условиях Год учителя превращается в карикатуру.
К. Ларина: Помните, Андрей Александрович Фурсенко был гостем программы «Познер» в этом сезоне, и как раз там утверждал, что средняя зарплата учителя по России чуть ли не 30 тысяч рублей.
О. Смолин: У меня находятся на руках официальные данные, правда, не по средней зарплате учителя по регионам, а по средней заработной плате работников высших учебных заведений. Как вы понимаете, что средняя зарплата в вузах должна быть выше, чем в школе, потому что там есть докторские и кандидатские надбавки. Вот официальные данные. Средняя зарплата порядка 11-ти тысяч рублей при средней зарплате в стране порядка 18-ти тысяч рублей. И вообще, Росстат нам недавно сообщил, что средняя заработная плата в образовании порядка 70-ти процентов от средней заработной платы по стране. Для сравнения. Я как вы понимаете, не проамериканский агент, но в США средняя зарплата в образовании 129 процентов от средней по стране. У них на 30 процентов выше, а у нас на 30 процентов ниже.
Нам в Думе Андрей Александрович утверждал, что профессор получает 50 тысяч рублей. Рассказываю Андрею Александровичу и всем остальным, что зарплата профессора, бюджетная зарплата, порядка 17-ти тысяч рублей.
К. Ларина: Давайте на двух бедах сосредоточимся. Мне бы хотелось, чтобы мы сегодня меньше говорили о программах и проектах, поскольку эту отдачу от деклараций о намерениях люди в практической жизни, в школах, они чувствуют не сразу. Тут разные причины, о чём мы уже говорили. В первую очередь это кризис, всё, что связано вообще с финансированием, это тема бесконечно важная, но она совсем отдельная. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами сейчас в школы вошли, и там посмотрели вместе с вами, и определили, существует ли какое-то изменение внутри школы, чувствуют ли сегодня учителя, учащиеся и родители, что существует некая стратегия в образовательном процессе, или это пока ещё остаётся такими движениями в разные стороны. Я думаю, что Олег Николаевич должен на этот вопрос ответить.
О. Смолин: Вы знаете, я не знаю, чувствуют ли учителя. Дело в том, что стратегия, официально заявленная, это одно, фактически проводимая – это нечто другое. И когда у нас Андрей Александрович Фурсенко был в Думе 8 мая, я попросил прокомментировать его же собственное высказывание, воспроизведённое «Литературной газетой» на Селигере о том, что советская школа была плохая, она пыталась воспитывать творцов, а надо воспитывать потребителей. И далее подобное высказывание на тему, что у нас все критикуют ЕГЭ за то, что он разрушает творческое начало, а на самом деле у нас творческих ребят не так мало, и нужно готовить человека к тому, чтобы он работал на конвейере. Андрей Александрович обошёл ответом эти вещи. Но я думаю, что если учитель, родитель, старшеклассник, студент, и чувствует стратегию, то именно эту стратегию, потому что у нас постоянно критикуется творческая педагогика и постоянно восхваляется нетворческая. С такой стратегией мы уйдём в 19-й век, а не в 21-й.
Эфир: Радио «Эхо Москвы». – Родительское собрание. — 2009. – 28 июня.