Хорошо быть старым

Хорошо — быть молодым!

Просто лучше не бывает! —

Так пели Татьяна и Сергей Никитины в советское время. А недавно знакомая женщина сказала своему мужу: тебе хорошо — ты старый… Видимо, предчувствовала новую пенсионную «реформу».

Убежден: эта тема станет главной в новой Госдуме в следующем, а, быть может, уже в этом году. Пока же дискуссия происходит в правительстве. Финансовый блок и «системные либералы» на «реформе» настаивают, а социальный блок – дай Бог им здоровья – сопротивляется. Хочу высказать личную позицию по этому острейшему вопросу.

В системном виде новую концепцию пенсионной «реформы» накануне 1 мая «озвучили» Минфин и рабочая группа Правительства. Вот ее суть.

 

1. Пенсионеров – как класс?

Реформа требует повышения пенсионного возраста до 65 лет, причем не только мужчинам, но и женщинам.

Однако разве не Владимир Владимирович еще совсем недавно возмущался (цитирую по памяти):

— В России мужчина живет в среднем 64,5 года, а пенсию предлагают с 65-ти. Это что же: отработал — и в «деревянный макинтош»?

Теперь же руководителем российских реформ назначается Алексей Кудрин – главный «толкач» повышения пенсионного возраста.

Это предложение не отвечает на многочисленные вопросы оппонентов. В том числе, что делать с безработицей, которая неизбежно станет массовой? Ведь не только в России, но и в самых развитых странах наибольшее число безработных —  молодежь и люди предпенсионного возраста? Разумеется, пособия по безработице у нас еще ниже пенсий. Но во всех остальных отношениях «заслуженный отдых» несравненно предпочтительнее статуса безработного.

Но хуже всего придется женщинам. Конечно, «реформу» будут вводить постепенно. Однако тем из них, кто к ее началу не успеет достигнуть 45 лет, придется выходить на пенсию на 10 лет позже, чем сейчас, – только в 65!

По мнению «рыцарей» от «реформ», женщины провинились дважды:

во-первых, дольше живут;

во-вторых, должны расплачиваться за равноправие: хотели равенства – получайте!

Разумеется, равенство вовсе не в том, чтобы сдирать одинаковое количество шкур со всех, независимо от пола, здоровья и физических сил. Но, напротив, в том, чтобы создать каждому условия для достойной жизни.

Напомню: по данным ректора Финансового университета при Правительстве РФ М. Эскиндарова, и сейчас до пенсии не доживают 10% женщин и 30% мужчин. А сколько не доживут после реформы?

В любом случае решение вопроса о пенсионном возрасте необходимо отложить до тех пор, пока время пребывания на пенсии российского гражданина не сравняется с такими же показателями в социальных государствах Европы.  

 

2. Долой льготы!.. Или льготников?

«Реформаторы» предлагают поэтапно ликвидировать систему льготных пенсий – от сталеваров и женщин-механизаторов до педагогов и медиков. Эти пенсии появились в основном при советской власти. Она о людях заботилась, но денег на ветер не бросала: прежде чем вводить льготы, 10 раз считала, насколько они обоснованы.

В «лихие 90-е», когда дефицит кадров резко обострился, мы пенсионное законодательство усовершенствовали: в частности, разрешили педагогам и медикам продолжать работу по специальности и получать льготные пенсии. Интересно, что и у советской власти, и даже на первых порах у власти антисовесткой деньги находились.

Конечно, мы знаем: «реформы» начинаются, когда заканчиваются деньги. Но почему опять за счет «простых» людей?

Отмена досрочных пенсий приведет к ранней смерти тех, кто работает на вредных производствах, и к еще большему падению качества нашего образования и медицины.

 

3. Наказание за работу.

По закону современная пенсия, как слоеный пирог, включает несколько составляющих. Одна из них – так называемая фиксированная выплата. В настоящее время она составляет 3935 руб.  Именно ее у работающих пенсионеров «реформаторы» собираются отобрать. У кого-то это треть пенсии, а у кого-то – практически половина. Однако, помимо всего прочего, эта мера явно принесет вред экономике, да и самому Пенсионному фонду.

Пенсионеры, которые сейчас сплошь и рядом работают за низкую зарплату в бюджетной сфере уборщицами, поварами, гардеробщицами, лаборантами и т.п., либо уйдут с работы вовсе, либо будут получать свое «пособие по бедности» «вчёрную».

Соотношение работающих и неработающих граждан в стране, и без того крайне неблагоприятное, еще более ухудшится. Вместо экономии Пенсионный фонд получит дополнительные потери и дополнительные расходы.

 

4. Никакой индексации!

Напомню: в текущем году пенсии работающим пенсионерам не повышаются вовсе. При официальном росте цен за прошлый год на 13% эти пенсионеры на столько же стали беднее. По неофициальным данным, процентов на 20-25.

Неработающим пенсионерам пенсии «повысили» на 4%, т.е. они стали, официально, на 9% беднее, а неофициально – процентов на 15-20.

Рабочая группа правительства предлагала не индексировать пенсии и в 2017 г. Однако Председатель Правительства РФ Д. Медведев, к счастью, объявил, что такая индексация состоится. Правда, не уточнил, в каком объеме.

 

5. Пенсии или вклады?

Главная «приманка» новой реформы – возможность в любой момент забрать деньги, которые граждане будут «добровольно» перечислять из своей зарплаты на будущую пенсию.

Еще раз напомню: сейчас работодатель отчисляет в Пенсионный фонд 22% заработка работника. Часть его идет на накопительную пенсию. Теперь же все уйдет на основную. А на накопительную в полупринудительном порядке каждому придется  отчислять дополнительно. Зато эти деньги можно будет снять в любой момент: в случае безработицы,  болезни или банкротства.

Кажется, здорово! А на самом деле:

во-первых, накопительную пенсию теперь придется оплачивать самим, тогда как сейчас ее оплачивает работодатель, хотя и за счет уменьшения зарплаты;

во-вторых, в случае чего гражданину скажут: государство никому ничем не обязано – живите без работы, отдавайте долги и, главное, лечитесь за счет тех денег, которые прежде накопили!

Зря говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Теперь нам предлагают мышеловку с платным сыром…  

 

6. Альтернативы нет?

«Системные либералы» усиленно внушают эту мысль гражданам. Но для меня очевидно, что она ложная. Но, разумеется, если вместо выворачивания карманов людям и начать искать деньги в экономике. Вот лишь некоторые предложения.

1. Дешевый кредит: в условиях кризиса деньги нужно не выкачивать из экономики, но вливать в нее. 

2. Поддержка со стороны государства не банков и «олигархов»,  но реального сектора экономики и самих граждан.

3. «Новая индустриализация»: воссоздание разрушенной промышленности на новой технологической основе.

4. Восстановление разумного соотношения цен на промышленную и сельхоз продукцию, радикальное увеличение поддержки села.

5. Выход из Всемирной торговой организации: своего товаропроизводителя, особенно крестьянина, нужно защищать, а не отдавать на «съедение» иностранным конкурентам.

6. Национализация, но не всего подряд, а только природных богатств и связанных с ними базовых отраслей производства.

7. Снижение налогов на отечественных товаропроизводителей и их повышение — на «олигархов».

8. Дебюрократизация, в том числе, сокращение аппарата и снижение зарплаты депутатам, чиновникам и управленцам компаний с госучастием.

9. На этой основе примерно двукратное увеличение бюджета и поэтапное повышение минимальной зарплаты и пенсий от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета (по расчетам профсоюзов, около 25 тыс. руб. на человека в месяц).

10. Вложение денег в развитие человеческого потенциала: в образование, медицину, науку и культуру. Это должно стать основой для развития новой экономики.

11. Просвещение, а не одурачивание народа, в т.ч. поддержка всех теле- и радиоканалов, которые ведут просветительские программы.

Эти меры не только избавят нас от пенсионной «реформы», но будут стимулировать производство, уменьшат социальное неравенство и социальную напряженность.

Левый поворот – реальный путь выхода из кризиса и модернизации России.

 

Олег Смолин